Советы педагога социального

  1. Сегодня, когда ваш ребенок проснулся, вы сказали ему «Доброе утро?»
  2. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, потом идите по своим делам.
  3. Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, к тем четырем стенам, в которых живет семья. Возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома!»
  4. Это мы, взрослые, ночью отдыхаем, а ребенок работает – он растет. Когда он встанет, хорошо покормите его перед школой.
  5. Когда ребенок выходит из дома, обязательно проводите его до дверей и скажите на дорогу: «Не торопись, будь осторожен!»
  6. Никогда не дразните ребенка за то, что он чего-то боится. Относитесь к страхам спокойно. И тогда они скорее уйдут.
  7. Знаете ли вы о режиме Сухомлинского? Днем и вечером уроков не делать, а вставать в пять часов, и заниматься с утра. Некоторым детям это очень нравится.
  8. Внимательно следите: не оказываете ли вы внимания и ласки одному ребенку больше, чем другому. Дети крайне щепетильны в вопросах справедливости.
  9. Когда вы моете посуду, не стоит громко вздыхать и говорить: «Как мне надоела грязная посуда!» Дети слышат, а им мыть ее всю жизнь.
  10. Вспомните, давно ли вы слышали детский смех в вашем доме? Чем чаще смеются дети, тем лучше идет воспитание.
  11. Мы не хозяева жизни своих детей. Мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего. Поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут повлиять на путь ребенка.
  12. Ребенок часто не понимает, отчего мы сердимся. В каждом его поступке есть действия, и есть намерения. Не сердитесь за дурные действия, не давая себе труда увидеть невинное или даже благое намерение.
  13. Самое трудное в воспитании – научить детей человеколюбию. Любить людей бывает трудно. Хвалите ребенка, но еще чаще хвалите людей в его присутствии.
  14. В человеческой жизни есть два пика ведения дневников: 15 и 32 года. Уважайте подростка, ведущего дневник. Если вы вошли в комнату, и видите, что дочь или сын что-то пишет, оставьте ребенка, ни о чем не спрашивайте.
  15. Иногда говорят: пусть поплачет, ничего не случится. Нет, случится. Слезы вовсе не безопасны для детской души.
  16. Учите детей во всех бедах уповать на лучшее, ожидать его. Бойтесь вырастить детей, не умеющих надеяться.
  17. Какую радость вы доставили детям в последний раз? Знаете ли вы хотя бы, что им в радость? Не бойтесь, радостью ребенка не испортить.

 

АЗБУКА ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Не секрет, что в наше время искренние, доверительные отношения между родителями и детьми являются скорее всего исключением, нежели правилом. Зачастую подростки, не найдя понимания и поддержку в кругу семьи, остаются одни перед неизвестным, опасным миром и становятся, к сожалению, на «скользкий» путь, ведущий в пропасть. Что можете сделать вы, родители, чтобы избежать такой печальной участи?

Все без исключения знают, что у каждого человека есть потребность говорить  друг с другом, слушать что-либо, рассказывать. Возможно,  вас не удивит тот факт, что такое же желание испытывает ваш ребёнок. Именно потому вам необходимо с ним общаться, делая это искренно и регулярно.

 Знаете ли вы, какой ключ нужно подобрать к сердцу вашего ребёнка, к открытому общению с ним? Это не что иное,  как умение правильно и внимательно слушать.  «Что за чепуха!- скажете вы.- Слушать!.. Если есть уши, то услышим?..» Но согласитесь, что слушать и слышать – это два разных понятия. Слушать- значит вникать в смысл того, что говорит собеседник, стремиться понять его взгляд на те или иные вопросы, о которых идёт речь, понять его чувства.

Когда родитель слушает своего ребёнка по-настоящему, то обязательно будет видно, что ему интересно! Это проявляется в добром и внимательном отношении, в выражении лица, тоне голоса, в словах и в том, как он себя ведёт. Хороший родитель не станет со своим ребёнком спорить, даже если тот и не прав, и ни в коем случае не будет его перебивать, если суть проблемы ясна со второго слова или возникли вопросы. Напротив он с неподдельным интересом будет внимать своему чаду, поощрять его делиться своими чувствами. «Да, дорогой. Как интересно… Что же произошло дальше? Удивительный случай!..» Он между делом или после разговора будет задавать наводящие вопросы, комментировать его рассказ. Причём проницательный родитель будет выражать свой интерес не только словами, но и действиями, например, улыбкой, зрительным контактом, прикосновением к руке.

Как сделать, чтобы и в вашей семье всё было именно так? Тренируйте в себе элементарную способность – слушать своего ребёнка. И не откладывайте до понедельника, а начните сегодня, и не упускайте ни одного удобного для этого случая. Умение слушать поможет улучшить, обогатить процесс общения. Как бы вы ни устали и чем бы вы ни были заняты, не спешите порицать, укорять, давать советы, не успев вникнуть в суть дела.

С самого раннего детства старайтесь показывать вашему ребёнку глубокую заинтересованность общения с ним. Он должен знать и чувствовать, что вы всегда рады и готовы его выслушать, поддержать и посоветовать что-либо в сложной ситуации. В этом  случае останется гораздо меньше шансов, что ваш ребёнок будет искать общения на стороне, среди незнакомых дворовых подростков и взрослых.

ЗАПОВЕДИ РОДИТЕЛЯМ

(из уст ребёнка)

Родители часто сталкиваются с необъяснимым и противоречивым поведением своих подросших детей. Большинство из нас считают это детскими капризами, но психологи утверждают, что за каждым действием ребенка стоит какое-то слово, просьба, желание донести информацию. Любой каприз подростка психологи могут переве­сти на наш «взрослый» язык. Как ни странно, но тысячи разных подростков капризничают совер­шенно одинаково, и эти капризы опытные психо­логи считают настоящими заповедями для роди­телей. Вот как бы они звучали от первого лица:

 

  • Не балуйте меня, вы меня этим испортите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я про­сто испытываю вас.
  • Не бойтесь быть твердым со мной, Я предпочитаю именно та­кой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  • Не отвечайте на глупые и бес­смысленные вопросы. Если буде­те это делать, то вскоре обнару­жите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно занимались мной.
  • Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хво­ри, Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур мно­го внимания.
  • Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внима­ния. Это только вдохновляет меня на их продолжение.
  • Не заставляйте меня чувство­вать себя младше, чем я есть на самом деле, я отыграюсь на вас за это, став плаксой и нытиком.
  • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  • Не поддавайтесь на мои прово­кации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы про­сто расстроить вас, а то потом я попытаюсь достичь еще больших побед над вами.
  • Не требуйте от меня немедлен­ных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе
  • Не подвергайте слишком боль­шому испытаний мою честность. Будучи запуган, я легко превра­щаюсь в лжеца.
  • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Ина­че я буду бояться еще больше. По­кажите мне, что такое мужество.
  • Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, — это поколеблет мою веру в вас:

« Если вы мне говорите, что лю­бите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда и я с вами буду торговаться этими сло­вами и, поверьте, я окажусь с прибылью»

  • Не будьте непоследовательны­ми. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
  • Не придирайтесь ко мне и не вор­чите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защи­щаться и притвориться глухим.
  • Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки — смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их, извлекать из них уроки. Не защищайте меня от по­следствий моих ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте,
  • Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетнос­ти попыток сравняться с вами,
  • Не поправляйте меня в присут­ствии посторонних людей. Я об­ращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы ска­жите мне все спокойно с глазу на глаз.
  • Если я увижу, что вы любите больше брата или сестру, я вам жаловаться не буду. Я буду про­сто нападать на того, кому вы больше уделяете внимания и люб­ви. В этом я вижу справедливость.
  • Не пытайтесь обсуждать мое по­ведение в самый разгар конфлик­та. Я все равно вас не слышу, а мое желание сотрудничать с вами ста­новится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговори­те со мной об этом позже.
  • Я хочу быть уверенным, что ро­дился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные предположения. |
  • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них; отвечать, я вообще перестану задавать их вам и буду искать ин­формацию где-то на стороне.
  • Я чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы дове­ряете мне — я буду доверять вам.
  • Не беспокойтесь, что мы про­водим вместе слишком мало вре­мени. Для меня важнее то, как мы его проводим,
  • Не полагайтесь на силу в отно­шениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно толь­ко с силой. Я откликнусь с боль­шей готовностью на ваши инициа­тивы.
  • Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу". Я не имею буквально это в виду, Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
  • Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает время боль­шой ориентации на сверстников и старших ребят. В это время их мнение для меня может быть важ­нее вашего, В этот период я отно­шусь к вам более критически и сравниваю ваши слова с вашими поступками.
  • Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом. За­помните. что я учусь, больше под­ражая примерам, а не подверга­ясь критике.
  • Мне важно знать от вас, что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами, что пра­вильно, а что нет.