Учителю-предметнику

Исследовательская деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребенка

развернуть

Государственное учреждение образования “Ласицкая средняя школа” Пинского района

 

 

Методические рекомендации

 

 

Исследовательская деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребенка

 

(в помощь учителям начальной школы)

  

  

 

д. Ласицк 2020

 

 

Технология исследовательского обучения является одной из эффективных форм формирования компетентностей и самостоятельной творческой, исследовательской деятельности школьников.

Грамотная организация исследовательской деятельности - один из способов формирования познавательной активности у младших школьников

Данные методические рекомендации могут оказать помощь учителям начальных классов, организующим исследовательскую деятельность учащихся как в урочной , так и во внеурочной деятельности.

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ОВЛАДЕНИИ ЗНАНИЯМИ И ПОДДЕРЖКИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Ребенок требует деятельности беспрестанно,

а утомляется не деятельностью, а ее однообразием.

К.Д.Ушинский

Для того чтобы выжить в динамичном мире, современному человеку всё чаще приходится проявлять поисковую активность, поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Передавая детям “ничейные” знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку-энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля.

Это приводит к ослаблению внутренней мотивации у учеников, невостребованности их творческих способностей. Отсюда – нежелание детей учиться.

Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто же и как научиться создавать новые? Как общество сможет подготовить людей к решению своих проблем?

Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способности искать новое? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои цели?

Эти вопросы актуальны, а решить их помогает организация учебной исследовательской деятельности. Актуальной становится проблема не обеспечения обучающихся готовыми знаниями, а развития личности, формирования   способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности и пр.

Среди инновационных методов обучения, позволяющих реализовать ребенку свой творческий потенциал, особое место занимает исследовательская творческая деятельность, ведь самые прочные, глубокие знания – те, которые получил самостоятельно, поставив цель, организуя и планируя свою деятельность.

Одна из главнейших задач современной школы - способствовать становлению ребенка как исследователя, что способствует расширению его образовательного пространства.

Исследовательская деятельность – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач, учебное исследование. Это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Основная функция учебно-исследовательской деятельности - активизация познавательной деятельности обучающихся, развитие у них стремления к познанию мира и себя в этом мире. По своей структуре соответствует научной деятельности, характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом ее является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Использование исследовательской деятельности способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению знаний, а соответственно и познавательную активность.

Цель исследовательской деятельности учащихся: формирование познавательной активности, развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.

Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умение обобщать и систематизировать информацию, формирование наблюдательности и внимания, умение работать с источниками.

Необходимость и ценность отношения ребенка к окружающему миру как исследователя трудно переоценить.

Дети рождаются исследователями, они от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Любопытство, стремление наблюдать, экспериментировать, искать самостоятельно сведения об окружающем мире –естественное состояние ребенка.

Готовность к поиску и анализу информации, новых знаний, наблюдений, умение решать проблемы в деятельности, выдвигать гипотезы и доказывать их, планировать деятельность – эти составляющие исследовательской деятельности могут помочь детям реализовать себя, свой творческий потенциал.

Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Педагог должен обучить детей общим исследовательским умениям и навыкам: умению видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, умение классифицировать, вести наблюдения, знать методику проведения эксперимент, самостоятельно делать выводы и умозаключения, умение доказывать и защищать свои идеи.

Очень важно, чтобы изучаемый материал был интересен, доступен детям, важно найти пути для создания ситуации успеха, помочь ребенку поверить в свои силы.

Учитель в данном случае выступает в роли тьютора -- тьютор-учитель  является одновременно организатором, консультантом и наставником. Его задача – помочь ребенку найти собственные познавательные интересы, помочь понять, где и каким образом можно это реализовать. Главной задачей тьютора является сопровождение, а основной инструмент – вопрос. К РЕБЕНКУ – НЕ С ОТВЕТОМ, А С ВОПРОСОМ!

Тьюторское сопровождение очень интересно и привлекательно для педагога, который ценит и поддерживает самостоятельность ученика, его активность и право на собственный выбор, ориентацию на собственные усилия и ответственность.

На всех этапах тьютор-учитель  выступает как помощник. Он не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

– консультирует: провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, и т. п. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;

– мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом-исследованием;

– помогает. Помощь учащимся выражается не в передаче знаний и умений, которые учащийся должен был усвоить на уроках, другие необходимые сведения получить, работая над сбором информации. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;

– наблюдает. Создает своему ученику ситуацию успеха, чтобы ему и дальше хотелось заниматься работой.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, субъектами деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

Верными помощниками в организации исследований детьми могут стать  родители, ведь их роль в познании мира ребенком огромна уже с самого рождения малыша. Они должны поддержать интерес к этим исследованиям, откликнуться на призыв ребёнка к совместной деятельности, не оттолкнуть его от себя, поделиться, своим опытом, знаниями, оставляя на первом месте самостоятельные исследования детей.

Задача родителя – знать суть исследовательской деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратиться к родителям за помощью. Родители должны всегда помнить, что они играют роль источника наравне с другими. Право свободного выбора источника предоставляется ребёнку. Учитель знакомит родителей, чьи дети занимаются исследовательской деятельностью, с основными этапами работы, методами и способами организации исследования. Эту работу следует проводить индивидуально.

Совместный труд ребенка и родителей сближает их, ведь работа –это общий интерес, нужно провести опыты, эксперименты, оформить правильно работу, подготовиться к защите. А сами работы получаются очень интересными.

 

Алгоритм исследовательской деятельности младших школьников:

1.Актуализация проблемы.

Цель этапа: выявить проблему и определить направление будущего исследования.

2.Выбор темы исследования.  

Цель этапа: обозначить границы исследования.

  1. Определение сферы исследования (задачи).

          Цель этапа: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.

  1. Выработка гипотезы.

          Цель этапа: разработать возможные подходы к решению проблемы. Могут быть высказаны как реалистичные, так и нереальные — фантастические идеи.

  1. Выявление и систематизация подходов к решению.

          Цель этапа: выбрать адекватные методы исследования.

  1. Определение последовательности проведения исследования.
  2. Сбор и обработка информации.

Цель этапа: зафиксировать полученные знания.

  1. Анализ и обобщение полученных материалов.

Цель этапа: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.

  1. Подготовка и написание работы.

Цель этапа: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

  1. Презентация. Выступление, защита работы.

Цель этапа: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

 

Планирование работы над исследовательской деятельностью включает в себя изучение:

- того, что такое исследование? Кто такой исследователь?

- наблюдения и наблюдательности. Интересная информацию, полученная с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы.

-того, что такое эксперимент? План и результаты эксперимента.

-умения вырабатывать гипотезы. Предположим… Допустим…

Возможно… Что, если…

-умения задавать вопросы.

-умения работать с книгой.

-умения делать схемы.

-умения выделять главное и второстепенное.

-умения сделать сообщение о результатах своего исследования.

-умения работать самостоятельно.

Успех исследовательской деятельности во многом зависит от ее четкой организации. В 3-4 классах многие дети уже знают, какой предмет им интересен или учебный материал усваивается без труда, поэтому могут сами выбирать тему исследования. Учитель только должен направить их к правильному выбору, сделав примерный опрос:

- Что тебе интересно больше всего?

– Чем ты хочешь заниматься в первую очередь?

– Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?

– По каким предметам у тебя хорошие оценки?

- О чём хотелось бы узнать как можно больше?

– Чем и кем ты мог бы гордиться?

«Обучая других, обучаешься сам» – эта точная мысль Я. А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. Поэтому этап защиты исследования пропустить нельзя. Без него оно не может считаться завершенным. Защита – один из главных этапов обучения начинающего мыслителя и изобретателя.

Ребята получают задание, как правильно оформить свою работу:

- учим правила оформления реферата, его структуру;

- в каждой работе – обязательны опыты, эксперименты;

- наличие презентации;

- само выступление (умение вести дискуссию, отвечать на вопросы)

Во время выступления работают

ЭКСПЕРТЫ (ВЫСКАЗЫВАЮТ СВОЕ МНЕНИЕ О РАБОТЕ),

КОРРЕСПОНДЕНТЫ ШКОЛЬНОГО САЙТА (ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ)

ЗРИТЕЛИ ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ.

Успешная защита формирует самоуважение.

Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, прививает навыки самоконтроля, самоорганизации, развивает активность, ответственность, учит четко выражать свои мысли, ориентироваться в информационном пространстве, что позволяет успешнее учиться.

Исследовательская деятельность младших школьников – это, прежде всего, творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, формирует предметные и общие умения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.

Итак, организуя исследовательскую и проектную деятельность младших школьников, мы убеждаемся в правоте слов В.П. Вахтерова: “Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания”. "В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат". В.А. Сухомлинский.

 

Приложение

Памятка проведения исследовательской работы

Как выбрать тему исследования.

Начало любого исследования – это тема работы.

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
  • Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

«Какими могут быть темы исследования»

Все возможные темы можно условно распределить на три группы:

Фантастические темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов или явлений. Например, ребенок делает проект космического корабля, создает волшебную машину и т.п.

Эмпирические темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Например, ребенок решил провести серию экспериментов с волнистым попугайчиком: как попугай реагирует на разную пищу, на музыку, можно ли его научить выполнять несложные действия и т.п.

Теоретические темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Например, можно собрать в разных справочниках и энциклопедиях информацию об определенной группе пород собак. Обобщив эту информацию, предложить ее для обсуждения сверстникам

«Цель исследования» и задачи

После того как сформулирована тема исследования, необходимо продумать цели и задачи работы.

«Гипотеза исследования»

Для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме исследования. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, поставить на первое место.

«Организация исследования»

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить их по порядку.

Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира.

Для этого детям предлагается:

  • подумать самостоятельно;
  • посмотреть книги о том, что исследуешь;
  • спросить у других людей;
  • познакомиться с кино и телефильмами по теме своего исследования;
  • обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;
  • понаблюдать;
  • провести эксперимент.

Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы. Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. В это время организуются индивидуальные консультации. Во время консультаций учитель помогает систематизировать собранную информацию.

«Систематизация информации»

Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Что же для этого требуется?

«Подготовка к защите исследовательской работы»

Выделить из текста основные понятия и дать им определения.

Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.

Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.

Предложить примеры, сравнения и сопоставления.

Сделать выводы и умозаключения.

Указать возможные пути дальнейшего изучения.

Подготовить текст сообщения.

Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.

Приготовиться к ответам на вопросы.

Возможные результаты проектной деятельности, представление проекта

Альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, наглядные пособия, паспарту, плакат, план, реферат, серия иллюстраций, справочник, фотоальбом, экскурсия.

Презентация, или защита проекта – завершающий этап выполнения проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки проектов учащихся тех изделий, которые они создали. Часто такая выставка сопровождается небольшими выступлениями школьников с рассказом о своём изделии.  

От чего зависит успех?

Есть несколько правил, которых необходимо придерживаться в работе, если ученик желает, чтобы его работа была успешной. Правила эти несложны, но эффект от них велик. Эти правила выдаются учащимся в виде памяток.

 

 

Рекомендации юным исследователям: это важно знать!

  1. Во время защиты своей работы никогда не нужно говорить фразы: «Ой, я так волнуюсь!», «Я не помню!», «Я не знаю!»;
  2. Начинать защиту с интересного факта. Например, «А знаете ли вы, что…?» или какой-либо интересной фразой, цитатой;
  3. Не бояться отвечать на вопросы комиссии, не бояться говорить о своих маленьких достижениях;
  4. Показать актуальность темы исследования, подчеркнуть понятийный аппарат (с чего начал исследование, чем продолжил, чем закончил);
  5. Обязательно указать на перспективу (что будем делать по своему исследованию дальше);
  6. После презентации работы и защиты своего исследования рекомендуется презентовать раздаточный материал, отражающий тему исследования. Это могут быть брошюры, буклеты, фото, визитные карточки.

Защита исследовательской работы (схема выступления)

Тема моего исследования -……………

Я выбрал (а) эту тему, потому что………(кратко раскрыть привлекательность темы для ученика; кроме того, следует отметить, что предмет исследования выбран потому, что у ребёнка есть возможность провести за ним наблюдение).

Перед тем как начать собирать материал по теме исследования, я составил (а) схему – паучок (продемонстрировать на отдельном листе). У паучка … ножек (показать, перечислить; каждая ножка – пункт плана выступления ребёнка; ножек не должно быть много (4 – 5).

Чтобы подготовить доклад о ………….. я постарался (лась) собрать интересные сведенияДля этого я ………… (далее перечисляются методы сбора информации: подумал (а) самостоятельно, понаблюдал (а), спросил (а) у другого человека, прочитал (а) в книге, посмотрел (а) по телевизору, использовал (а) компьютер).

Далее ребёнок рассказывает по плану. Рассказ сопровождается фото – материалами, другой наглядностью (на усмотрение автора исследования). Закончить выступление можно словами о том, чему научился ребёнок, работая по теме исследования, как данная работа повлияла на его характер (научился наблюдать, стал более терпеливым, внимательным, узнал много нового о домашнем животном (его повадках, привычках), эти знания помогут правильно ухаживать за домашним любимцем и т. п.).

 

 

 

 

 

 

 

Практические рекомендации учителю-наставнику исследовательской работой школьника.

Прежде всего, учителю, ставшему руководителем научно-исследовательской работы школьника, необходимо помнить следующее:

- Учитель играет роль организатора. Главным исполнителем является школьник.

- Тема может быть предложена учителем или сформулирована вместе с учеником с обязательным учётом интереса последнего и его личностных особенностей.

- В ходе работы над исследованием учитель должен осуществлять постоянный контроль за работой, но этот контроль не должен быть навязчивым. Это могут быть консультации, проверка письменных отчётов, просто советы.

- Нельзя подавлять творчество ученика-исследователя, навязывать ему свою позицию, нужно только направлять его деятельность.

- Нельзя допускать критику ученика. Неосторожная критика может привести к негативным последствиям, т. к. у школьника нет достаточного жизненного опыта, который помог бы ему воспринимать критику как положительный момент.

- Учителю необходимо не забывать хвалить ученика в процессе его исследования, даже за незначительные находки и открытия, ведь всё, что ему удаётся сделать - это результат его собственного поиска, его исследование.

- Учитель должен создавать своему ученику ситуацию успеха, чтобы ему и дальше хотелось заниматься работой. Расскажите о его достижениях в классе или на родительском собрании.

- Помните, что исследование - это активный процесс. Точка зрения Ваша и ученика может в чём-то не совпадать. Не спорьте с учеником, если он хочет отстоять свою позицию, ведь это его исследование.

- Не забывайте, что научить исследовательской работе просто рассказав о ней, невозможно. Работа должна быть практической.

- Задача учителя - создать условия для успешной работы ученика, оказывать благоприятное воздействие на него.

 

свернуть

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по объёму и дозировке домашнего задания

развернуть

   Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье учащихся.

При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования:

  • задание должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);
  • задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно «разжёваны» (должны иметь проблемный характер);
  • задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учитель воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе (установка на контроль);
  • задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий);
  • задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);
  • задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений (разнообразие заданий);
  • задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);
  • в задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного);

 

  • каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения);
  • задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);

   Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, контролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока.

   Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок.

   Недопустимо, когда плохо подготовленный урок заканчивается домашним заданием, включающим проработку незаконченного на уроке нового материала и упражнений к нему. Непосильный объем задания порождает хроническое недопонимание.

   Следует помнить, что домашнее задание разъясняется и задаётся до звонка с урока и предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся знают, что, зачем и как делать дома. Задание должно быть посильным для большинства, не очень простым для сильных учащихся.

   Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные лишь на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта. Причиной перегрузки может быть и неверный расчёт учителя на умения учащихся, которых у них на самом деле нет.

   Перегрузку вызывают и такие задания, о порядке и приёмах выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений, а также задания, не скоординированные учителем по другим предметам.

   Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки.

   Согласно современным педагогическим и гигиеническим требованиям, обучение в первом классе проводиться без домашних заданий (только со второго полугодия возможны задания по чтению). Однако нередко это требование нарушается, как нарушается оно и тогда, когда на выходные, праздничные и каникулярные дни дети получают домашние задания.

 

   Рекомендуемое гигиенистами время приготовления уроков не должно превышать во втором классе 1,2 часа, в третьем и четвёртом – 1,5 часа. При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей. Объём домашнего задания по одному предмету должен составлять 4-5 часть всего времени, которое ученик затрачивает на подготовку уроков.

   Необходим четкий ритм занятий. Для второклассника после 25 минут занятия – перерыв на 5-10 минут. Во время перерыва хорошо сделать несколько гимнастических упражнений, полезна специальная гимнастика для глаз. В третьем классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 35-40 минут, а в четвертом – до 45 минут. Но на протяжении этого времени должна быть физкультпауза на 2-3 минуты. Во время большого (т.е. 10-минутного) перерыва учащиеся третьего-четвертого класса могут выполнить небольшую домашнюю работу (например, полить цветы).

   Родители и дети должны чётко знать основные гигиенические требования, касающиеся выполнения домашних заданий: организация рабочего места, ритм и продолжительность занятия, сосредоточенность при их выполнении.

 

 Проверка домашнего задания

  Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала. Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание материалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять):порядок вызова учащихся (кого и когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех учащихся и получить достаточно данных для для суждения о знаниях каждого ученика.

  Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале урока (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая).

 

 Домашнее задание по белорусскому (русскому) языку

  Упражнения, которые задаются в качестве домашнего задания, могут выполняться не только в письменной форме, но в некоторых случаях и в устной. Объём письменной домашней работы не должен превышать третьей части объёма работы, выполненной в классе. Время, которое затрачивается на выполнение устного упражнения, не должно превышать установленной нормы. Упражнения могут усложняться рядом разнообразных заданий, что увеличивает объём работы. Это также необходимо учитывать, исходя из того, что на переписывание упражнения обычно требуется от 8 до 15 минут.

   Наиболее трудоёмкие задания, как, например, подбор примеров на определенное правило, составление схем, таблиц и т.д., необходимо давать без других заданий, обязательно с предварительной подготовкой, а в ряде случаев – как одно из дифференцированных заданий, с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

   По своему содержанию домашние задания могут быть связаны с материалом одного или нескольких уроков. Они могут включать в себя (как дополнительные задания или как часть основного задания) повторение ранее изученного. В любом случае необходимо придерживаться меры: при наличии достаточного объёма основного задания нецелесообразно перегружать учащихся дополнительными заданиями. Их необходимо давать в том случае, когда это действительно важно: в целях повторения изученного материала, которое необходимо для более ясной работы при изучении нового, или в связи с подготовкой к проверочным работам.

   В качестве домашних заданий могут быть упражнения типа усложненного списывания со вставкой (букв, частей слова, целого слова), расстановкой и объяснением пропущенных знаков препинания, а также разные виды грамматического разбора.

   Разумное чередование разных типов упражнений тренирует все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при устном описании предмета, явления).

  Не все виды упражнений одинаково ценны в качестве домашних заданий в разных конкретных условиях. Поэтому учителю чрезвычайно важно решить вопрос о степени эффективности каждого из них в данном конкретном случае. Злоупотреблять такими заданиями, которые значительно увеличивают время выполнения уроков (составлять схемы, таблицы, готовить домашние сочинения и т. д.) недопустимо.

 

 При проверке домашнего задания практикуются следующие способы:

  • фронтальная проверка выполнения упражнения;
  • выборочная проверка письменного задания;
  • фронтальный опрос по заданию;
  • выполнение аналогичного упражнения;
  • взаимопроверка выполнения письменного задания;
  • опрос по индивидуальным карточкам;
  • опрос с вызовом к доске.

   Таким образом, проверка домашнего задания может быть фронтальной и индивидуальной. Нельзя допускать универсализации способов проверки, используя изо дня в день одни и те же. Выход в рациональном использовании всех выше перечисленных способов. Важно не затягивать проверку домашнего задания, что приведет к непродуктивным потерям учебного времени.

 

свернуть