Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Пинского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Ласицкая средняя школа» Пинского района
13.Подумайте, что завтрашние занятия были связаны со своей системой изучения той или иной темы. Пусть каждый урок - законченное целое, но он - звено всего учебного и воспитательного процесса.
Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. (для директоров и заместителей директоров школ) - М: Центр "Педагогический Поиск",2000 г.
свернутьПсихологические требования к уроку:
Психологическая цель урока:
Стиль урока:
Организация познавательной деятельности учащихся:
Организованность учащихся:
Учет возрастных особенностей учащихся:
Гигиенические требования к уроку:
Требования к технике проведения урока:
Правила
Стратегия 20 шагов
Шаг 1. Диагностично поставьте цели. Создайте общее представление о занятии в связи с триединой целью урока и имеющимися возможностями.
Шаг 2. Убедитесь, что вам ясны основные понятия, которые будут предложены учащимся для усвоения.
Шаг 3. Подберите примеры, которые позволят вам быстро достичь предложенных целей.
Шаг 4. Подберите необходимое количество упражнений и задач.
Шаг 5. Распределите время.
Шаг 6. Заложите в единицу времени гораздо меньшее количество материала и действий, чем вам хотелось бы.
Шаг 7. Предусмотрите многократное (до 5-6) раз повторение материала во все более сжатом виде.
Шаг 8. Настройтесь на то, чтобы объяснять только тот материал, с которым учащиеся не смогут справиться сами.
Шаг 9. Материал, который учащиеся смогут усвоить сами, предлагаем им для самостоятельной проработки.
Шаг. 10. Не пытайтесь спланировать материал с точностью до минуты, но время контролировать надо.
Шаг 11. Выделите обязательный материал.
Шаг 12. При большом объеме материала разбейте его на части, запланируйте между начальным и завершающим этапом урока фазы, которые будут повторяться в каждой части:
Шаг 13. Предусмотрите чередование видов работ.
Шаг 14. Подготовьте наглядность и дидактические материалы.
Шаг 15.Подготовьт тесты или текстовые работы для контроля.
Шаг 16. Предусмотрите формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах и группах.
Шаг 17. Предусмотрит смену видов деятельности и нагрузки.
Шаг 18. Предусмотрите действия на случай неординарных ситуаций на уроке.
Шаг 19. Продумайте вопросы для мотивации, стимулирования и рефлексии.
Шаг 20. Ищите возможность разгрузить себя.
свернутьОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ (ЭТАПЫ) СОВРЕМЕННОГО УРОКА
МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ
Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Структура урока изучения нового материала:
Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:
Структура урока формирования умений и навыков:
Структура урока повторения:
Структура урока проверки знаний:
Структура урока применения знаний, умений и навыков:
Структура повторительно-обобщающего урока:
Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):
Структура уроков учителей-новаторов:
Система преподавания Л.В. Маховой:
Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:
Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:
Урок-главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:
1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
3.Спланировать учебный материал
Для этого надо:
Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Подобрать учебные задания, целью которых является:
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:
4.Продумать "изюминку" урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
5.Сгруппировать отобранный учебный материал.
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.
7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:
Формальная часть выглядит так:
Урок № __________
Тема:____________
Цель:____________
Задачи:обучающие:_____________
развивающие:__________________
воспитывающие:_______________
Оборудование:________________ ______________________________
Последовательность отдельных этапов урока.
Содержательная часть - состоит из двух частей:
1.тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
что делают этап урока |
Ученики |
Учитель |
|
|
Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.
свернуть
Класс:
Тема урока:
Тип урока и его структура:
1.Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
2.Краткая психолого-педагогическая характеристика класса ( кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся...)
Какие особенности уч-ся были учтены при планировании урока?
3.Какова триединая дидактическая цель урока ( его обучающий, развивающий, воспитательный объект ), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока.
4.Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?
5.Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать ,как другие этапы работали на главный этап?
6.Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?
8.Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся.
9.Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?