1 класс

«Значение семейных традиций в формировании и развитии ребёнка»

развернуть

Семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта.

 Традиции - это основа уклада семьи, семьи- дружной крепкой, у которой есть будущее.   Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь традиции  способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.

«Традиция» переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности.

Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей.

Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования.

Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей.

Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы.

Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.  

Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.

Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.

Неплохой традицией является обсуждение  вопросов семейной жизни. К примеру, когда за вечернем чаем, все члены семьи рассказывают о том, что сегодня с ними произошло интересного, помимо этого, обсуждают планы на будущие выходные, главное, что бы и дети также высказывали свои мнения. Полезный обычай- разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее.

Как Вам, к примеру, традиция читать на ночь.  Даже если малыш пока ещё слишком мал, и не всё понимает из того, что Вы ему читаете, даже звук Вашего голоса будет ему полезен.

Правила, которых нужно придерживаться, если Вы решили создать новые традиции.

-Традиция повторяется всегда, ведь она-  традиция.

-Событие должно быть ярким, интересным для родных, позитивным.

-Она может задействовать запахи, звуки, зрительные образы, что-то, влияющее на чувства и восприятие.

Хорошей традицией является празднование дней рождений, причём отмечание должно сводиться не только  к поеданию чего- то вкусного, а именно проделыванию чего- то особенного и весёлого. Для детей все праздники - необычны и сказочны, поэтому задача взрослых сделать так, что бы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастит и будет воспитывать своего малыша.

Вместе с ребёнком можно начать составлять древо генеалогии, на котором будут присутствовать все предки семьи. Главное, что бы Ваши традиции, приносили счастье и интерес всей семье, и не были ей в тягость.

 Хорошая традиция - совместное украшение новогодней ёлки.

Разыгрывание каких то сказочных сюжетов, может быть придуманных вами или членами семьи.

Но традиции - это не только праздники. Это образ и стиль жизни. Это то, что принято в семье: уважать старших, помогать друг другу, выполнять работу вместе, устраивать воскресные обеды.

Чтение сказки на ночь и поцелуй перед сном - очень хорошая традиция!

         Традиций не обязательно должно быть много. Они просто должны быть. Это - детство ваших детей, то, чем они его особенно запомнят.

Поэтому берегите свои хорошие семейные традиции и передавайте их своим детям, что бы они могли передать их своим.

свернуть

Адаптация учащихся в первом классе

развернуть

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам адаптации детей к обучению в школе.

 

Задачи:

  • познакомить родителей с этапами адаптации;
  • познакомить с физиологическими, психологическими и социальными особенностями адаптации детей к школе;
  • определить признаки успешной адаптации;
  • предложить использовать практические советы по успешной адаптации ребенка к школе.

 

 

Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Ежедневные учебные занятия требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы.

Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности. В то же время именно в первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению.

Важно не только знать об особенностях периода адаптации, но и формах поддержки детей в этот период. Определённые трудности на пути ребёнка будут всегда, и задача взрослых – не устранять их за него, не «подстелить соломку», а грамотно и аккуратно помочь ученику самому их преодолеть. Поэтому повышение психолого-педагогической грамотности родителей является одной из важных задач просветительской работы педагога-психолога в школе.

 

  1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ.

Добрый день, уважаемые родители! Начало обучения в школе – один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но и в физиологическом плане. Напряженность этого периода связана, прежде всего, с тем, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с предшествующим опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных, физических резервов. Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир.

Период адаптации первоклассника к школе недаром считают сложной жизненной ситуацией как для ученика, так и для родителей. Стресс, который ребенок получает в начале учебного года, сравнивают с эмоциями взрослого, который одновременно переехал в другой город, сменил работу и делает ремонт в новом жилье.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

Упражнение «Мой ребёнок – первоклассник».

Я предлагаю вам выполнить следующее задание: на листе бумаги нарисуйте фигуру ребёнка-первоклассника, вашего сына или дочери. Родители рисуют, а затем демонстрируют результаты своей работы. При сравнении рисунков делают выводы, что среди рисунков нет одинаковых, а это значит, что все дети разные, различны их способности, возможности и личностные качества. Но каждый из них уникален по-своему. Один из них уже вполне самостоятелен. Другому – достаточно напомнить, и он сам все выполнит. Третьему ребенку следует показать, и он будет действовать, подражая взрослому. А вот с четвертым может быть намного сложнее: взрослому придется вместе с ним выполнять действия, чтобы он понял.

Дети далеко не все одинаково проходят адаптацию. Кто-то быстро вливается в новый коллектив и включается в процесс обучения, а кому-то на это требуется время.

Что же такое адаптация?

Адаптация – это перестройка личности на работу в изменившихся условиях. Для каждого ученика процесс адаптации индивидуален. И не всегда индивид умеет приспособиться к новым для себя условиям. Вся жизнь ребёнка изменяется и подчиняется новым требованиям – школьным.

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

Первые 2-3 недели обучения получили название «физиологической бури». В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

Следующий этап адаптации – неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Продолжительность всех трех этапов адаптации – приблизительно 5-6 недель, но может растянуться и на более длительный период (от 6 месяцев до 1 года), а наиболее сложным является первый месяц.

Помимо этапов, психологи и педагоги выделяют три вида адаптации: физиологическую, психологическую и социальную.

Физиологическая адаптация предполагает, что детский организм испытывает большой стресс из-за сильных изменений, связанных с учебой. Даже небольшая нагрузка заставляет ребенка испытывать сильное напряжение. Это часто приводит к переутомлению.

К показателям физиологической адаптации относятся также:

 самочувствие;  качество сна;  работоспособность;  аппетит; различные заболевания и их обострение.

Предлагаю вам познакомиться с памяткой  «Как помочь ребёнку физиологически адаптироваться к школе».

                                                 Памятка

Как помочь ребёнку физиологически адаптироваться к школе?

  1. Выработайте правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формируйте его постепенно, заранее. Желательно ложиться спать не позднее 22.00 и рано вставать. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью.
  2. Постарайтесь организовать прогулки не менее двух часов в день.
  3. Оборудуйте первокласснику специальное место для занятий: во избежание проблем со здоровьем, необходимы соответствующая мебель и правильное освещение.
  4. Давайте ребёнку отдохнуть после уроков.
  5. Следите за правильным рационом ребёнка, в период адаптации ему необходимо больше витаминов.
  6. Исключите компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему.
  7. Заранее прививайте ребенку навыки личной гигиены, аккуратности, самостоятельности. Он должен уметь обслуживать себя, убирать за собой.

Психологическая адаптация  зависит от готовности ребенка к школе: чем больше развиты психические процессы, тем успешнее она пройдет.

Оценивается по следующим параметрам:

- мотивация к учебе;

- готовность выполнять задания и понимать их;

- уровень развития познавательных процессов;

- ежедневное настроение;

- способность оценивать себя и свою работу.

Социальная адаптация предполагает, что ребенок должен овладеть новой социальной ролью – ролью ученика. Включает в себя следующие компоненты:

- умение слушать учителя;

- понимание своих обязанностей и их выполнение;

- следование школьному порядку и требованиям;

- хорошие отношения с одноклассниками;

- отсутствие конфликтных ситуаций;

- умение самостоятельно организовать и выполнить задание.

 

Спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребёнку справиться с непростым периодом привыкания к школе, ведь если вовремя не поддержать первоклассника, то негатив первых сложностей в школе может перерасти в стойкую неприязнь к обучению.

 

Процесс адаптации может длиться от 5-6 недель до полугода, в редких случаях – год. В начале 2-й четверти психологом школы проводится диагностическая работа с целью изучения уровня адаптации первоклассников к школе. По итогам этой работы можно выделить следующие уровни адаптации

  1. Высокий уровень адаптации.

Ребёнок положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал воспринимает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи. Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной работе. Всегда готовится ко всем урокам, общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение.

  1. Средний уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые учебные задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле и тогда, когда занят чем-то интересным для себя. Общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

  1. Низкий уровень адаптации.

Ребёнок отрицательно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение. Наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебным материалом затруднена, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематическое напоминание и побуждение со стороны взрослого. Сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная помощь учителей и родителей. Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, близких друзей не имеет.

 

ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ.

  1. Удовлетворённость от процесса обучения.

Ребёнок с радостью говорит о школе и с удовольствием её посещает.

  1. Освоение программы.

Ребёнку не доставляет особой сложности справляться с предъявляемыми заданиями. В случае, если ребёнок испытывает некоторые трудности, важно поддержать его, не сравнивая с другими детьми, не коря и не указывая на его недостатки.

  1. Степень самостоятельности.

Выполнять задания ребёнок должен самостоятельно, после неудачных попыток может просить о помощи взрослого. Многие взрослые начинают помогать с самого начала – и это большая ошибка. Ребёнок быстро привыкает к такому варианту подготовки домашнего задания и в дальнейшем ему будет сложнее выполнять его самостоятельно.

  1. Удовлетворённость отношений с учителем и одноклассниками.

Это один из основных признаков. Если у ребёнка сложились гармоничные отношения с учителем и одноклассниками, процесс адаптации будет проходить с наименьшими затратами.

 

           ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ.

Родителям не всегда легко заметить проблемы с адаптацией к школе у своего ребенка, поэтому следует разговаривать с ним о неудачах, проблемах и страхах, связанных с учебой. Но даже их отсутствие не гарантирует, что проблем нет. Как понять, что что-то у ребенка в школе пошло не так?

Сейчас   я предлагаю вам отметить в памятке те пункты, которые характерны для ваших детей (работа родителей с памяткой «Признаки сложной адаптации»).

Памятка

Признаки сложной адаптации (дезадаптации).

  1. Устойчивое негативное отношение к школе.
  2. Сниженное настроение, отсутствие интереса.
  3. Низкие достижения при нормальном развитии, отвлекаемость.
  4. Упрямство, проявления агрессии, вспышки гнева, нарушение школьной дисциплины.
  5. Постоянные фантазии, появившаяся лживость.
  6. Повышенный страх и тревожность, частые эмоциональные расстройства.
  7. Заметная уединенность, заторможенность, угрюмость и недовольство, разговор с самим собой.
  8. Неуверенность, чувство собственной неполноценности.
  9. Отсутствие общения или конфликты с одноклассниками или невозможность играть с ними на переменах.
  10. Появившиеся проблемы с самочувствием и поведением – а это уже сигналы «SOS!»:
  • нарушения сна;
  • изменение аппетита;
  • сверхчувствительность, неадекватные страхи, тревожность, плаксивость, раздражительность;
  • чрезмерная подвижность, возбудимость или, наоборот, желание ребенка долго лежать после школы (вялость, постоянная усталость);
  • частые головные боли или беспричинные боли в животе, тошнота и рвота, особенно утром перед школой, поносы или запоры, обострившиеся кожные проблемы и др. нарушения здоровья;
  • энурез (недержание мочи), тики, запоры, поносы, дрожание пальцев рук, сосание пальцев, обгрызание ногтей;
  • сосание пальцев, обгрызание ногтей, заусенцев, кусание и облизывание губ, ковыряние в носу, многократное повторение каких-либо действий (теребит волосы, расчесывает кожу, постоянно дотрагивается до половых органов, задерживает там руку и т. д);
  • быстрые подергивания (тики) лица, плеч, рук и т. п., дрожание;
  • пальцев рук и прерывистый почерк.

Одновременное наличие хотя бы трех пунктов говорит о серьезном риске срыва адаптации, да и один уже должен насторожить. Если есть подобные проявления, особенно несколько сразу, то тут уже не просто надо регулировать режим дня, общую нагрузку и общий эмоциональный фон дома и в школе, а требуются консультации и помощь специалистов.

свернуть

«Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника»

развернуть

Цель: информирование родителей  о режиме дня, рекомендуемом для учащихся 1 класса

Задачи:  формировать у родителей правильное отношение к режиму дня детей.

 

I.Организационный момент.

           

Очень часто можно замечать как многие дети зевают на уроке, отвлекаются, забывая о том, что они пришли в школу добывать и получать знания.

И наша с вами задача способствовать необходимости установления и соблюдения режима дня первоклассниками в школьной и домашней обстановке.

  1. Основной  момент.

Введение в тему.

            Сочетание «режим дня» известно каждому присутствующему здесь. Но так ли существенна роль режима дня, чтобы посвящать этой теме целое родительское собрание?

            Режим дня – что это такое?

В понимании многих режим дня – это четкое и строгое следование определенному расписанию, но на самом деле это грамотное распределение времени ребенка, где учитывается время на занятия и отдых в течение суток. Цель, которую преследует расписание, – обеспечение высокой работоспособности на протяжении всего периода бодрствования.

            Если у ребенка отмечаются раздражительность, беспокойство, плохой аппетит, нарушения сна, отставание в физическом развитии, то причина чаще всего заключается именно в несоблюдении режима дня. Рационализация режима – одна из самых эффективных мер профилактики заболеваний и оздоровления детей.

         С гигиенических позиций четко нормируются все виды деятельности и отдыха детей. Чрезвычайно важно, чтобы все элементы режима осуществлялись строго последовательно и в одно и то же время. Когда предыдущий этап дневного ритма является условным сигналом для осуществления последующего, это способствует закреплению системы устойчивых условных рефлексов. Школьники, неукоснительно соблюдающие режим дня, быстрее втягиваются в работу, эффективнее трудятся, быстрее засыпают и меньше устают.

         Значение режима увеличивается не только из-за изменения нагрузки, но ещё и потому, что новые обязанности требуют от первоклассников большей собранности и дисциплинированности. Режим помогает правильно сочетать труд и отдых. Врачи  утверждают, что режим дня – это лучшая мера, предупреждающая возбудимость и раздражительность детей. Согласно исследованиям врачей-гигиенистов, работоспособность в течение дня  не одинакова. Так, можно установить два пика трудоспособности. Первый пик приходится на промежуток времени с 8.00 до 11.00 часов утра – дети в это время находятся в школе. Затем происходит снижение трудоспособности. Второй пик приходится на промежуток времени между 16.00 и 18.00 часами, а потом следует резкий спад трудоспособности. Из этих данных следует, что жёсткий контроль  выполнения домашних заданий после 18.00 часов вечера пользы не приносит, и эта работа может нанести скорее вред, чем пользу. Как же должен быть распределён весь обычный день первоклассника?

         Вам кажется удивительным, почему школьный товарищ вашего ребёнка всегда бодр и весел, хорошо учится и приходит в школу вовремя, а ваше чадо постоянно сидит над учебниками, а результата нет и нет, да и энергия равна нулю? Всё дело в правильном режиме дня. Первокласснику очень важны достаточный сон, полноценное питание и чередование прогулок на свежем воздухе и умственной нагрузки. Организовать всё это — главная задача родителей.

 Обмен мнениями.

 Сообщение по теме собрания.

            Сейчас пройдёмся по основным режимным моментам.

 

Примерный режим дня первоклассника (Приложение 3)

 

                                            Режимные моменты

Подъём

  Время

6.30

Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет

6.30 – 7.00

Завтрак

7.00 – 7.30

Дорога в школу

7.30

Гимнастика до занятий (в школе)

7.45 – 7.55

Занятия в школе

8.00 – 13.00

Дорога из школы

13.00 – 13.10

Обед

13.20 – 13.45

Послеобеденный сон или отдых

 

Кружки

14.50 – 16.00

Полдник

16.00 – 16.15

Выполнение домашних заданий

16.15 – 18.00

Прогулка, игры на воздухе

18.00 – 19.00

Ужин, свободное время, помощь семье, ручной труд, тихие игры

19.00 – 20.30

Приготовление ко сну

20.30 – 21.00

Сон

21.00 – 6.30

 

Утро

         В 6 час 30 минут – звенит будильник.

         Утром ребёнку необходимо умыться, одеться, убрать свою постель. Эти умения  должны быть сформированы до того, как ребёнок пойдёт в школу. Необходимо обойтись без лишней спешки и нервозности, одёргивания и покрикивания на детей.

            Не стоит позволять малышу долго нежиться в постели, иначе это войдёт у него в привычку и утренние сборы превратятся в ежедневный стресс и для родителей, и для него самого.

            Утро школьника начинается с пробуждения. Детям обычно довольно сложно проснуться, и для того чтобы процесс пробуждения был легче, нужно заниматься зарядкой, которая и облегчит этот переход от сна к бодрствованию. В самом слове «зарядка» заложен глубокий смысл - это не просто физические упражнения, а мероприятия, направленные на получение бодрости и заряда энергии.           Зарядка  должна  быть  направлена  на    активную  работу  разных   групп  мышц. Она может продолжаться от 10 до 30 минут, сложность  и  скорость  упражнений  увеличивается постепенно.   Родители  должны   строго   следить   за   тем,  чтобы   в   комнате, где занимается ребенок, был приток свежего воздуха.              После физической нагрузки ребенок должен принять душ и пройти все водные процедуры, которые можно совместить с процедурами закаливания. После того как ребенок умылся, но ещё не чистил зубы, можно приступать к завтраку. Он должен быть довольно плотным и горячим, так как это основной запас энергии ребенка на первую половину дня, которая по праву считается самой сложной. Важно,  чтобы завтрак  проходил  в  теплой, спокойной  обстановке. Только  после завтрака  ребенок  должен  почистить  зубки (это рекомендации  стоматолога!),  одеваться  и  идти в школу.  Второй  завтрак,  малыш  должен  получить  в  школе,  калорийность  его  должна составлять 10 – 15% от дневного рациона. Дорога до школы

Лучше использовать путь до школы для неторопливой прогулки перед уроками, поэтому из дома лучше выходить заранее. В  7:45  начинается зарядка  в школе, приходить в класс надо не за минуту до звонка, а немного заранее, чтобы было время отдышаться, пообщаться с одноклассниками и настроиться на учёбу.

Занятия в школе

Дорога из школы домой

Нужно сделать обязательным требование: после школы сразу домой.

Переодевание после школы. Школьная форма – только на занятия.

Обед

Следите за тем, чтобы это был полноценный приём пищи, который помогал бы восстановить калории.

Сбалансированное питание

Белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и вода, должны быть в рационе в достаточном количестве.

На завтрак школьнику могут быть предложены каша, яйца или запеканка. Запить завтрак можно чаем, молоком, кефиром или какао.

В состав обеда должны входить три-четыре блюда: суп, мясо или рыба с гарниром, третье блюдо, а также закуска (овощные салаты, тертая морковь, капуста).

Полдник, в отличие от остальных приемов пищи, может состоять из печенья, булочки, зефира или хлеба с мармеладом. Подходящие напитки - сок, молоко, чай или какао.

Ужин — последний за день прием пищи, после которого не должно быть никаких перекусов. В том числе семечек, чипсов или попкорна перед телевизором (за два часа перед сном). Ужин состоит из горячего блюда, например, рыбы, каши, яичницы или   запеканки.

В течение дня можно есть фрукты или овощи.

            Наиболее приемлемым временем для приготовления уроков считается 16 – 18 часов: как раз в это время мозг ребенка наилучшим образом настроен на получение информации. Начинать заниматься лучше всего с несложных предметов, постепенно переходя к более трудным. Во время выполнения домашнего задания родители должны строго следить за тем, как сидит ребенок, как держит ручку и на каком расстоянии глаза от учебника и тетрадки. 

Как правильно проводить оздоровительные минутки

при выполнении домашних заданий

Оздоровительная минутка проводится через каждые 10-15 минут выполнения домашнего задания.

Общая продолжительность оздоровительной минутки не более 3 минут.

Если перед этим ребенок выполнял письменное задание, то необходимо сделать упражнения для рук: сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистями и др.

После длительного сидения ребенку необходимо встать, сделать потягивания, приседания, повороты туловища в разные стороны.

Прогулки, игры на воздухе

          Оставшееся   свободное   время   ребёнок   должен    использовать  для    занятий  по интересам,    но  лучшим     времяпрепровождением      являются      не   компьютерные игры,  а   прогулки   на   улице   в   соответствии    с   погодными   условиями. Кружки     и     секции     допустимы,   но     не     стоит   нагружать    ребенка:   для    первоклассника    необходимо выбрать не более 2 кружков. Дайте ему время привыкнуть к школе, подружиться со сверстниками, освоиться с новыми обязанностями. Через некоторое время уже можно будет подумать о творчестве или спортивной нагрузке.

Ужин, свободное время, помощь семье, ручной труд, тихие игры

         Ужин должен быть менее плотным, чем завтрак, его калорийность должна составлять примерно 20 – 25% от дневного рациона ребенка.             После этого можно провести время в кругу семьи и спокойно готовиться к отходу ко сну, включая:

- посильную  работу по дому, которая должна быть регулярна и контролироваться со стороны взрослых.   

        Школьный возраст является идеальным временем для приучения ребенка к домашним делам и навыкам самообслуживания. Первокласснику, как мальчику, так и девочке, можно предложить убрать со стола и помочь помыть посуду. У школьника должны быть обязанности, за которые он несет полную ответственность, например, вынос мусора или прогулка с собакой. Такие обязанности не только положительным образом скажутся на умении обслуживать себя, но и дадут ребенку понимание его полноценности в семье. - общение с ребёнком; 

- непродолжительный просмотр детских передач по телевизору или работе на компьютере.

Просмотр телевизора

Младшим школьникам  настоятельно рекомендуется ограничить просмотр телевизора до  45 минут в день. Телевизор желательно смотреть сидя,  на расстоянии от 2 до 5м от экрана. Нежелательно выполнять домашние занятия перед сном. Вечерние часы  обязательно должны быть  свободными и посвящены отдыху. 

Приготовление ко сну. Сон

         В 21 час — отбой, не позволяйте вашему чаду бодрствовать дольше, иначе он не сможет восстановить силы для нового школьного дня. Особого внимания в школьном режиме заслуживает соблюдение режима сна и бодрствования. Именно во время сна замедляется работа практически всех систем организма ребенка, и только мозг продолжает активно работать, «переваривая» всю информацию, которую он получил за день. Детки, посещающие начальную школу, должны спать не менее  10,5 часов в сутки, и очень важно, чтобы ребенок ложился и вставал примерно в одно и то же время. При соблюдении этих условий можно гарантировать легкое пробуждение и быстрое засыпание. Чтобы ребенок быстро отходил ко сну, перед сном необходимо принять теплый душ и хорошо проветрить комнату. Свежий и прохладный воздух обеспечит малышу крепкий и здоровый сон. Стоит помнить, что систематическое недосыпание может привести к переутомлению ребенка и спровоцировать неврологические расстройства.  

Полноценный сон

Общая продолжительность сна - 12ч/с, (1ч - послеобеденный сон).

Ночной сон является продолжительным отдыхом и восстанавливающим силы организма.

Учащиеся должны вставать в 6.30 часов утра и ложиться в 20 часов 30 минут — 21 час,

Чтобы сон ребенка был глубоким, необходимо, чтобы перед сном школьник не занимался шумными играми, спорами, рассказами, вызывающими сильные переживания. Глубокому сну препятствуют также внешние раздражители: разговоры, свет и др.

Спать ребенок должен в отдельной кровати, соответствующей размерам его тела.

Полноценный сон даёт возможность  легче воспринимать  информацию на уроках, повышается работоспособность .

Таким образом, весь режим дня первоклашки строится на основе работы биологических часов. Первоклассники легко адаптируются к распорядку дня, поэтому придерживаться такого режима дня необходимо и дома.              Грызть гранит науки не так просто, тем более первоклашкам, которым предстоит тяжелый период смены режима дня и адаптации. Процесс обучения и школьная программа довольно насыщены, а родители нередко хотят всесторонне развивать ребенка и отдают его во множество секций и кружков. Отсюда возникает множество проблем – и у детей, и у родителей.

            Звоночком для вас должно явиться то, что ваш первоклассник стал постоянно капризничать, тяжело просыпается по утрам, мгновенно проваливается в сон вечером, а днём его буквально не оторвать от подушки. В этом случае вам необходимо пересмотреть режим дня вашего первоклассника — возможно, нагрузка для него слишком велика, и ему просто необходимо больше отдыхать. 

            Помните, что ребёнок — не робот, заведённому графику удастся следовать не всегда, однако эти правила нужно взять за основу.

            На первый взгляд кажется, что соблюдение такого режима дня просто невыполнимо. Конечно, на первых порах будет сложно, но ничто так не стимулирует соблюдение режима дня, как родители, которые придерживаются примерно такого же расписания. И на первых порах именно родители должны заботиться об организации всех условий соблюдения режима дня.             Роль режима дня станет нормализирующей жизнь семьи только после того, как соблюдение режима дня станет для первоклассника привычкой

Памятка для родителей .

1.Составьте для своего ребёнка режим дня с учётом особенностей жизни вашей семьи. Приучайте ребёнка к его соблюдению.

2.По мере возможности контролируйте, как ребёнок соблюдает режим дня, проанализируйте результаты и сделайте выводы.

3.Обратите внимание на то, достаточно ли развиты у вашего ребёнка навыки самообслуживания, привлекайте его к участию в домашних делах.

            Родительские  «нельзя» при соблюдении режима дня.    Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.

   Кормить ребенка перед школой и после сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится.

   Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.

   Сразу после школьных уроков выполнять домашнее задание.

   Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок.

   Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права.

   Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашнего задания.

   Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика.

   Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий.

   Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять домашнее задание.

   Сидеть за компьютером и телевизором более 40-45 минут.

   Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.

   Ругать ребенка перед сном.

   Не проявлять двигательной активности в свободное от уроков время.

   Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно.

   Не прощать ошибки и неудачи ребенка.

 

        Анкета «Режим дня в жизни ребёнка»  (Приложение 2)

Вопросы

Ответы

1.Существует ли в вашей семье определённый  распорядок, режим дня?

 Да   или   Нет

2.Если существует, то в течение какого периода времени?

Если не существует, то появилось ли желание попробовать жить по определённому  расписанию?

 Да  или  Нет

3.Ощущаете ли вы полезность соблюдения режима дня?

 Да  или  Нет

4.Может ли оказывать влияние соблюдения режима дня на самочувствие вашего ребёнка?

 Да  или  Нет

5.Какие режимные моменты могут оказаться  наиболее сложными для выполнения в вашей семье?

 

6.Какие режимные моменты легки и просты для вашей семьи?

 

7.Связано ли соблюдение дня ребёнка напрямую с сохранением и укреплением его здоровья?

 

     

            Для того чтобы без ущерба для здоровья справляться с многочисленными нагрузками, ребенку необходимо соблюдать рациональный режим дня, т.е. целесообразно установленный и постоянно выполняемый порядок чередования труда (умственного и физического), отдыха, приема пищи и сна. Хорошо составленный и соблюдаемый режим дня повышает работоспособность, успеваемость, дисциплинирует школьника. Систематическое выполнение режима дня способствует нормальному росту и развитию организма.

            Сегодня мы попытались составить примерный режим дня первоклассника. С возрастом соотношение отдельных компонентов режима по времени меняется, более продолжительными становятся учебные занятия, менее продолжительными прогулки.  Однако главным в распорядке дня должно быть разумное чередование умственных и физических нагрузок и труда и отдыха, при этом всякая деятельность, как интеллектуальная, так и физическая, по характеру и длительности должна быть посильной для подростка, не превышать пределов его работоспособности, а отдых – обеспечивать полное функциональное восстановление организма.

Памятка для родителей

Быть для ребенка положительным примером в следовании навыкам гигиенического поведения и правильного питания, так как одна из психологических особенностей младших школьников – склонность к подражанию.

Поощрять попытки ребенка придерживаться режима питания, выполнять гигиенические процедуры, соблюдать культуру поведения за столом.

Правильно организовать режим дня школьника: обеспечить ему достаточный по продолжительности сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну; предусмотреть регулярный прием пищи (4-5-разовое питание); установить определенное время приготовления уроков; выделить время для отдыха на открытом воздухе, творческой деятельности, свободных занятий и помощи в семье.

Не впадать в крайности: не ставить ребенка под шквал замечаний и указаний. Добиваться, чтобы все необходимое  он делал с первого же напоминания, ни на что не отвлекаясь.

Обращать внимание на хорошее в ребенке, чем на его ошибки, но не захваливать, иначе стремление к одобрению, к похвале может стать главным мотивом здравотворческой деятельности.

         Для любого ребенка, именно родители – объект для подражания: их привычки, образ жизни и манеры следует безукоризненно повторять! И родители должны подавать достойный пример, постепенно внедряя здоровый образ жизни и в свою жизнь

свернуть
поделиться в: