Родительский университет

Трудовое воспитание в семье.Роль семьи в развитии трудолюбия учащегося

развернуть

Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни." (К.Д.Ушинский).

 

Любую работу взрослый сделает быстрее и качественнее без “помощи” ребенка. Но совместный труд просто необходим для его воспитания. Помните о похвале, это очень важно в процессе воспитания ребенка!

Трудовое воспитание детей должно быть ненавязчивым. С помощью труда можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности.

В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др.

Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Основная задача семьи школы в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, так, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие.

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте  с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни – я сам почищу картошку".

У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.

Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя.

В трудовом воспитании детей важен пример. Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь.

Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Затем он начинает командовать (а что ему еще остается).

Принуждать что-нибудь сделать криками и угрозами, все равно, что превращать труд в повинность. В этом случае все усилия напрасны. Если отсутствует радость труда, то такой труд не несет в себе воспитательной силы, а противодействует ей.

Труд для ребенка должен быть интересным, поэтому вносите в труд элементы игры.

- Ребенок, который привык трудиться, как правило, хорошо и успешно учится.

- И в заключении несколько советов:

Советы родителям

  1. Будьте последовательны в своих требованиях.
  2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
  3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
  4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
  5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.
  6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

Готовых рецептов в воспитании у детей трудолюбия нет. В каждой семье этот вопрос решается по-своему. Но главная непростая задача состоит в том, чтобы воспитание шло через доброту, взаимопонимание, терпение и терпимость.

свернуть

ПОЛОЖЕНИЕ о родительском университете ГУО “Ласицкая средняя школа” Пинского района

развернуть

                                                                                                                                         УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                        Директор школы

_______И. Г. Дубина 

  .11.2020г.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о родительском университете ГУО “Ласицкая средняя школа” Пинского района

 

Ι. Общие положения

  1. Настоящее положение устанавливает цель, основные задачи и порядок функционирования родительского университета (далее – университета).
  2. Университет открыт и работает на базе государственного учреждения образования «Ласицкая средняя школа» Пинского района.
  3. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, не фиксируется в Уставе учреждения образования.
  4. Цель университета - создание условий для повышения родительской компетентности, гармонизации детско-родительских отношений в семье.
  5. Основные задачи, решаемые в рамках университета:

- создать систему непрерывного психолого-педагогического образования родителей и способствовать формированию у них родительских компетенций, отвечающих вызовам времени;

- содействовать повышению ответственности родителей за воспитание детей и расширению их правовых знаний;

- популяризировать положительный опыт семейного воспитания.

  1. В своей работе университет руководствуется:

-   Кодексом Республики Беларусь об образовании;

-   Кодексом Республики Беларусь о браке и семье;

- Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году»;

-   настоящим Положением;

- иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, методическими материалами Министерства образования;

- локальными актами, не противоречащими законодательству Республики Беларусь.

  1. Университет находится в непосредственном подчинении директора школы.
  2. Руководство работой университета осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
  3. На официальном интернет-сайте учреждения образования создается рубрика «Родительский университет». Администрирование рубрики на общественных началах осуществляет учитель информатики, которому данная функция вменена приказом директора школы.
  4. 10. Ответственными за размещение тематической информации в рамках работы родительского университета на официальном интернет-сайте школы в подразделе «Родительский университет» являются классные руководители, педагог социальный, педагог-психолог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
  5. II. Деятельность университета
  6. Организация образовательного процесса в университете осуществляется исходя из запросов родителей и законных представителей несовершеннолетних.
  7. Учебный год в университете начинается с 15 октября и заканчивается не позднее 25 мая учебного года и состоит из 4-х сессий:

1-я сессия – октябрь-ноябрь;

2-я сессия – декабрь-январь;

3-я сессия – февраль-март;

4-я сессия – апрель-май.

  1. Тематику занятий в университете разрабатывают классные руководители, педагог социальный, педагог-психолог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе с учетом запросов родителей и законных представителей несовершеннолетних.
  2. К проведению занятий в университете могут привлекаться на добровольных началах педагоги, специалисты разных областей, а также представители родительской общественности, являющиеся признанными специалистами в своей профессиональной деятельности. Кадровые ресурсы формируются руководством родительского университета при поддержке директора школы.
  3. Обучение родителей может осуществляться как в очной, так и в заочной (дистанционной) формах.
  4. Обучение родителей организуется по циклам:

- I цикл для родителей обучающихся I ступени общего среднего образования,

- II цикл— для родителей обучающихся II ступени общего среднего образования,

- III цикл— для родителей обучающихся III ступени общего среднего образования.

  1. Очная форма обучения состоит из 2-х модулей: базовый и вариативный.
  2. Базовый модуль содержит обязательные для обучения 4 курса:

-  I Основы правовых знаний,

- II Основы возрастной и семейной психологии;

- III Основы педагогических знаний;

- IV Основы конструктивного взаимодействия.

  1. Вариативный модуль предполагает обучение «Родитель-родитель». Ведущими курсов данного модуля являются сами инициативные родители, которые являются высоко квалифицированными специалистами в какой-либо профессиональной или прикладной деятельности.
  2. При отсутствии квалифицированных специалистов по отдельным направлениям обучения может использоваться заочная (дистанционная) форма обучения. Дистанционная форма обучения применяется и в случае ухудшения эпидемиологической обстановки и, в связи с этим, запрещения очных встреч с родителями.
  3. Занятия в университете могут быть организованы с использованием традиционных форм (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

дистанционных (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

 

III.  Права и ответственность участников родительского университета

  1. Все участники родительского университета равноправны и могут вносить предложения по совершенствованию организации и содержания занятий; активно участвовать в работе университета; расширять тематику учебных модулей.
  2. Ответственность за организацию, подготовку и проведение занятий в соответствии с планом работы университета, информирование родителей о работе университета несут классные руководители, педагог социальный, педагог-психолог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
  3. Все участники университета обязаны руководствоваться общепринятыми нормами культуры поведения.

 

  1. IV. Документация университета
  2. В работе университета предусмотрено наличие следующих документов:

- Копия приказа директора школы об организации родительского университета;

- Положение о родительском университете;

- План работы родительского университета;

-- методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте). 

  1. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение
  2. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.

 

свернуть

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА на 2024/2025 учебный год

развернуть

План реализации республиканского проекта «Родительский университет»

в ГУО «Ласицкая средняя школа»Пинского района

на 2024/2025 учебный год

 

№ п/п

Название раздела, темы занятий

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

Заседания «Родительского университета»

1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1 классе

сентябрь

Практикум

Пась Л.В.

2

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

сентябрь

Беседа

Мельникович Ж.И.

3

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4 класса

сентябрь

Лекция

Мельникович Ж.И.

4

Тема 1. Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения.

сентябрь

Семинар-практикум

Лузько Т.К.

5

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

сентябрь

Лекция

Яремец К.И.

6

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

октябрь

Лекция

Васильева Т.И.

7

Тема 1. Жизненные цели подростков.

октябрь

Лекция

Васильева А.Ф.

8

Тема 1. Портрет современного подростка

сентябрь

Лекция

Юха А.И.

9

Тема 1. Здоровье – это жизнь

сентябрь

Лекция

Марушко В.А.

10

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

октябрь

Семинар- практикум

Марушко В.А.

11

Тема 2. Режим дня школьника.

декабрь

Практикум

Пась Л.В.

12

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

декабрь

Беседа

Мельникович Ж.И.

13

Тема 2. Как научить своего ребёнка жить в мире людей.

декабрь

 

Лекция

 

Мельникович Ж.И.

14

Тема 2. Ребенок среди сверстников.

декабрь

Круглый стол

Лузько Т.К.

15

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков

декабрь

Лекция

Яремец К.И.

16

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

декабрь

Круглый стол

Васильева Т.И.

17

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

декабрь

Семинар-практикум

Васильева А.Ф.

18

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.

декабрь

Беседа

Юха А.И.

19

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребёнка.

декабрь

Форум

Марушко В.А.

20

Тема 2. Как уберечь ребёнка от зависимостей?

декабрь

Беседа

Марушко В.А.

21

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка

январь

Семинар- практикум

Пась Л.В.

22

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

январь

Беседа

Мельникович Ж.И.

23

Тема 3. Ребенок и компьютер

февраль

Лекция

Мельникович Ж.И.

24

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

февраль

Лекция

Лузько Т.К.

25

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

январь

Круглый стол

Яремец К.И.

26

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

январь

Семинар- практикум

Васильева Т.И.

27

Тема 3. Осторожно: суицид.

март

Беседа

Васильева А.Ф.

28

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

январь

Семинар- практикум

Юха А.И.

29

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

январь

Круглый стол

Марушко В.А.

30

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

январь

Лекция

Марушко В.А.

31

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

апрель

Круглый стол

Пась Л.В.

32

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

апрель

Семинар- практикум

Мельникович Ж.И.

33

Тема 4. Книги в жизни школьника.

май

Круглый стол

Мельникович Ж.И.

34

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье

апрель

Круглый стол

Лузько Т.К.

35

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

май

Беседа

Яремец К.И.

36

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

апрель

Беседа

Васильева Т.И.

37

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

май

Круглый стол

Васильева А.Ф.

38

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

апрель

Семинар- практикум

Юха А.И.

39

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

апрель

Круглый стол

Марушко В.А.

40

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

апрель

Семинар- практикум

Марушко В.А.

свернуть

Об основных признаках наркотической зависимости у детей

развернуть

Дети и подростки могут поддаться искушению попробовать наркотические препараты под влиянием любопытства, из желания быть принятым в компанию, чтобы считаться там “своим”, а также для новых ощущений, чтобы “найти себя”, ощутить независимость от родителей. Узнайте больше о первых проявлениях наркотической зависимости у детей и подростков, а также о том, что делать, если ваша семья столкнулась с такой ситуацией.

Содержание:

  • Как распознать симптомы детской наркомании?
  • Первые признаки подростковой зависимости
  • Как проверить, что ваш ребенок употребляет наркотики?
  • Что делать, если факт употребления наркотиков подтвердился?

 

КАК РАСПОЗНАТЬ СИМПТОМЫ ДЕТСКОЙ НАРКОМАНИИ?

Оперативно выявить возникновение проблем с наркотиками у ребенка может быть непросто, однако существуют определенные проявления развития такого патологического пристрастия. Родителям следует насторожиться, когда присутствует несколько из следующих признаков (5 и больше из различных групп):

Физиологические признаки:

  1. кожа становится бледной или краснеет;
  2. расширение либо сужение зрачков, покрасневшие либо мутные глаза;
  3. несвязная, медленная либо ускоренная речь;
  4. аппетит ухудшается, человек худеет либо чрезмерно употребляет пищу;
  5. появление хронического кашля;
  6. у ребенка ухудшается координация движений (он пошатывается либо спотыкается);
  7. внезапно скачет артериальное давление;
  8. трудности с ЖКТ.

Признаки зависимости поведенческого характера:

  1. возбуждение без причин, чувство вялости;
  2. возрастающее безразличие к окружающему;
  3. ухудшается память, проблемы с концентрацией внимания;
  4. уходы из дома, прогуливание уроков по неизвестным мотивам;
  5. сложности с тем, чтобы сосредоточиться на чем-либо определенном;
  6. бессонница либо наоборот - проявления сонливости;
  7. неадекватное реагирование на критику, частое резкое изменение настроения;
  8. ребенок избегает общения с окружающими, с теми, с кем ранее был близок;
  9. ухудшение успеваемости по школьным предметам;
  10. постоянные просьбы о деньгах;
  11. исчезновение ценных вещей из дома;
  12. периодические звонки по телефону, применение жаргона, секретные разговоры;
  13. изоляция, уход от дел, ранее интересных ребенку;
  14. вранье, изворотливость, ложь;
  15. ребенок не хочет отвечать на непосредственные вопросы, старается что-то сочинить;
  16. неопрятный вид.

Заметные признаки:

  1. наличие следов от уколов (в особенности на венах), порезов, синяков;
  2. бумага, купюры, свернутые в трубочку;
  3. появление закопченных ложек, фольги;
  4. капсулы, пузырьки, жестянки;
  5. упаковки лекарств со снотворным либо успокоительным воздействием;
  6. папиросы в упаковках сигарет.

Родителям нужно сделать верные выводы с учетом того, что определенные признаки могут возникнуть по иной причине (к примеру, из-за переходного возраста).

Столкнувшись с зависимостью у своих отпрысков, родители часто впадают в отчаяние или избирают неправильную тактику дальнейших действий. В первую очередь им следует знать, как себя вести, куда обратиться и как пресечь возможное развитие пристрастия у ребенка. В специализированном центре вам ответят на все ключевые вопросы.

 

 

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ПОДРОСТКОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Исследователи говорят о том, что давление сверстников и знакомых становится самой типичной причиной, из-за которой ребенок решает попробовать наркотические вещества.

Про употребление запрещенных веществ могут сказать такие проявления:

  • резкое снижение веса;
  • подросток жалуется на «сушняк», много пьет;
  • утрата аппетита или другие изменения пищевого поведения;
  • бессонница, смена режима (ночью подростку не удается уснуть, в дневное время он спит либо же находится в полусонном состоянии);
  • скачет артериальное давление;
  • неизменный насморк, кашель — они не поддаются лечению обычными лекарственными средствами;
  • пожелтение зубов, непривычный запах изо рта (порой и от одежды);
  • расстройства в работе ЖКТ (запор может сменяться диареей).

Изменения в поведении

Помимо физиологических признаков, отмечают специалисты, следует говорить и о поведенческих. В целом, появление новых друзей, смена манеры общения могут стать первыми сигналами, сигнализирующими о формировании наркомании:

  • у зависимого резко изменяются интересы (любимые хобби отходят на второй план, он не хочет говорить о своих прежних увлечениях);
  • круг общения также меняется (со старыми товарищами подросток почти не коммуницирует, может появиться новая подозрительная тусовка);
  • наркоман скрытен, подозрителен, старается не делиться с родными переживаниями, ни о чем не рассказывает;
  • подростки рассеянны, они могут пребывать в той же самой позе подолгу, у них бывают провалы в памяти;
  • изменяется манера речи: наркоман говорит отрывками, отделываясь короткими фразами, часто молчит;
  • отмечены сложности с учебой, неудовлетворительные оценки, зависимый периодически прогуливает школу (колледж, вуз);
  • у принимающего запрещенные вещества человека заметно изменяется нрав (он становится раздражителен, замкнут, ему сложно идти на контакт);
  • присутствуют значительные перемены настроения и состояния: начиная эйфорией и безмятежностью заканчивая нервозностью, скандалом, от значительного возбуждения до полной апатии;
  • даже у спокойного человека наблюдаются приступы гнева, необъяснимая агрессия, грубость к родне, любимым;
  • в речи могут появиться специфические словечки наподобие таких («травка», «приход», «колеса», «соль» и пр.);
  • подросток обманывает близких, просить денег под различными предлогами, позже может даже уносить вещи из дома.

Что делать если ребенок наркоман, лучше всего вам подскажут специалисты-наркологи. Заниматься самолечением ни при каких обстоятельствах не стоит.

 

КАК ПРОВЕРИТЬ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК УПОТРЕБЛЯЕТ НАРКОТИКИ?

Эффективность лечения наркотической зависимости напрямую связана со своевременным стартом терапевтических процедур, а значит выявление проблемы становится первоочередной задачей родителей.

Что же делать в том случае, если у вас возникли подозрения? Лучше всего будет сделать анализы в лаборатории (кровь, моча, слюна) на предмет содержания в них наркотических веществ. Это наиболее надежный путь.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ФАКТ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ ПОДТВЕРДИЛСЯ?

Обычно если ребёнок лишь начал эксперименты с наркотическими веществами, хватает беседы. При этом вам понадобится спокойно и понятно пояснить ему, чем опасно употреблять наркотики. Нельзя применять запугивание, стараться насильно заставить его поменять свои взгляды. В этом случае вы рискуете получить лишь скрытность с недоверием. После разговора не выпускайте чадо из поля зрения. Так, если беседа ни к чему не привела и ребенок продолжает употребление наркотиков, видимо, положение гораздо серьёзней. В любом случае не следует отчаиваться: современная терапия и прогрессивные  способны творить чудеса.

Все же не нужно настраиваться на немедленную победу. Вероятно, вы даже не услышите искреннего признания. Наркоманию именуют также «болезнью отрицания», ведь заболевший даже себе не сознаётся в факте зависимости, полагает, что в любой момент он запросто откажется от своего пристрастия.

Не старайтесь контролировать ребёнка, закрывая его дома и т.п. – как правило, это не дает желаемого результата. Корни проблемы могут быть очень глубоко, попытайтесь понять вашего родного человека, разобраться с его проблемами.

Наберитесь терпения и поймите, что ребёнок взрослеет и он не ваша собственность, а значит, может жить так, как ему хочется, принимать самостоятельные решения, но и нести за них ответственность. Вы должны все же объяснить ему, что не одобряете такой выбор, а также сделать всё для того, чтобы у него была полная информацию о том, что ждёт его в перспективе, чем опасна передозировка наркотиков, какие патологические процессы имею место в организме, если не пройти лечение.

свернуть
поделиться в: