7 класс

Профилактика правонарушений подростков

развернуть

Подростковый возраст — это этап становления личности, переосмысления и формирования мировоззрения, моральных ценностей, самосознания. Это период, в первую очередь, взросления — становления физической и социальной зрелости, это переход от детства к взрослости. И к сожалению, проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. Так, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям. Для начала, необходимо разобраться, что такое правонарушение и какую ответственность оно за собой влечет.

Правонарушение – это общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), противоречащее нормам права и наносящее вред обществу, государству или отдельным лицам, влекущее за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую.

- уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

- административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях.

- дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

- гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения.

 

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

 

Выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения подростков:

 

  • неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
  • порицаемое поведение – поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
  • девиантное поведение – нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);
  • предпреступное поведение – поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
  • противоправное или преступное поведение – поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

К факторами, которые влияют на формирование такого поведения у подростков, являются следующие:

  1. Неблагоприятные условия семейного воспитания. Для ребенка самый действенный образец — это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.
  2. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей.  Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
  3. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.
  4. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.
  5. Незащищенность личности в коллективе. В среде подростков зачастую встречаются такие явления, как «изгои общества», «аутсайдеры» и т. п., по каким-либо причинам оторванные от коллектива. Помимо прочего, это означает, что их межличностные отношения и поведение вне учебного заведения ускользают от контроля старших. «Подростковый возраст – это возраст одиночества. Подросток стремится всеми способами выйти из этого состояния одиночества, неприкаянности и незащищенности. Криминальная группа охотно его принимает, снимает состояние одиночества и гарантирует ему психологическую, физическую и даже материальную защиту, что его и привлекает в состав».
  6. Низкая самооценка. Подростки с низкой самооценкой сильнее других нуждаются в том, чтобы посредством своего поведения изменить это состояние. Как вариант, подросток, участвуя в антисоциальных группах и их действиях, пытается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе

 

Рекомендации родителям подростков по профилактике

преступлений и правонарушений.

Уважаемые родители, в целях профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних важно:

  1. Не допускать конфликтных семейных ситуаций на глазах у ребенка, т.к. они действуют на него резко отрицательно.
  2. Быть толерантными по отношению к своим детям и их начинаниям.
  3. Не ставить детей на второе место после карьеры.
  4. Правильно воспитывать своих детей, т. е. прививать правильные жизненные ориентиры, убеждения, ценности – все это является первичной задачей семьи. А также формировать чувство ответственности и долга.
  5. Необходимо обращать внимание на поведение детей в раннем возрасте и стараться пресечь любые проявления жестокости со стороны ребенка по отношению к животным, младшим или старшим братьям и сестрам, а также к своим ровесникам.
  6. Стараться как можно лучше знать с кем общается их ребенок (в разумных пределах), т.к. дружеское общение со сверстниками - одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте и то, чего не хватает ребенку дома, он стремится перенять именно от своих друзей.

Таким образом, семья является важным элементом в системе ранней профилактики преступлений и правонарушений, и именно, на семью возлагается огромная роль в воспитании молодого поколения как правосознательных граждан.

свернуть