5 класс

Меры наказания и поощрения в современной семье

развернуть

Памятка родителям

  1. Сравнивайте своего ребенка не с другими детьми, а с тем, каким он был вчера. Дайте ребенку ощущение роста своих возможностей.
  2. Постарайтесь найти такую сферу деятельности, в которой ваш ребенок успешен. Хвалите сына или дочку почаще.
  3. Вы и ребенок должны верить: все успехи постоянны, а неудачи временны.
  4. Не делайте сыну или дочке замечания у всех на глазах, поговорите с ними наедине.
  5. Постарайтесь не фиксировать внимание школьника на оценке. Лучше оценивать его старание и желание учиться.
  6. Все школьные вопросы решайтe с сыном или дочкой спокойно и доброжелательно, не заставляйте и не настаивайте.
  7. Помогайте ребенку правильно организовать свое рабочее место, приучайте его следить за своими вещами.
  8. Поощрение всегда более эффективно, чем наказание. В свою очередь наказание должно выражаться в лишении сына или дочки приятного и привлекательного, а не в негативном воздействии.

Педагогические требовании к поощрению

 

  1. Поощрение должно быть справедливым.
  2. Поощрять следует не только совокупность достижений, но и за отдельные реальные успехи.
  3. Необходимо учитывать возрастные особенности детей.
  4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.
  5. Не злоупотреблять и не захваливать.
  6. Использовать различные меры поощрения.
  7. Не следует забывать о тех, кто редко поощряется или не поощряется.
  8. Поощрение должно быть в присутствии других детей.
  9. Поощрение должно быть доброжелательным, идти от сердца, от души.

 

Педагогические требования к наказанию

 

  1. Наказание должно быть строго субъективным.
  2. Сочетать наказание с убеждением.
  3. Отсутствие поспешности в применении наказания.
  4. Применять наказание лишь после того, как другие методы и средства не дают никаких результатов.
  5. Наказание должно быть строго индивидуализировано.
  6. Не злоупотреблять наказанием.

Несколько слов о наказании

 

          Наказывать и ругать ребенка нельзя:

  1. когда ребенок болен, плохо себя чувствует или еще не оправился после болезни;
  2. когда ребенок ест;
  3. после сна или перед сном;
  4. во время игры
  5. во время учебы или работы
  6. сразу после физической и душевной травмы (падение, травма, драка, плохая отметка, любая неудача);
  7. когда ребенок не справляется: со страхом, с невнимательностью, ленью, раздражительность;
  8. когда у него что-то не получается;
  9. когда мы сами не в себе: устали, огорчены или раздражительны.

        

Как дать ребенку почувствовать себя значимым

  1. Практиковать общение на равных, не «сверху», а на уровне глаз.
  2. Попросить ребенка вас чему-нибудь научить.
  3. Спрашивать у детей совета.
  4. Интересоваться планами ребенка и их учитывать.
  5. Спрашивать у ребенка его вещь и стучаться к нему в комнату.
  6. Просить о помощи в чем-либо. После этого не критиковать.
  7. Давать посильные поручения с заведомым успехом.
  8. Одобрение вообще (в целом).
  9. Поддержка в трудной ситуации.
  10. Не сюсюкать с ребенком. Разговаривать как со взрослым.
  11. Встречать как лучшего друга и провожать.
  12. Позволять ребенку защищать себя, в т. ч. от младших и от девочек.
  13. Если вы не правы, просить прощения.
  14. Позволяйте ребенку выражать свои чувства и делитесь своими.
  15. Позволяйте детям делать ошибки и встречаться с их последствиями. (Отрицательный опыт - это тоже опыт. Найти плюсы и выход).
  16. Уделять ребенку максимум внимания 15 минут каждый день.
  17. Концентрировать внимание не на ошибке, а на том, как выйти из сложной ситуации.
  18. Помните о необходимости телесного контакта (2-3 раза в день минимум).
свернуть

Ваш ребенок вырос

развернуть
  1. Будьте всегда чуткими к делам своих детей.
  2. Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.
  3. Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко.
  4. Старайтесь не ограждать подростка от трудностей
  5. Научите преодолевать трудности.
  6. Сравнивайте своего ребенка только с ним самим!!!обязательно отмечая продвижение вперед.
  7. Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки по принципу: «Доверяй, но проверяй!».
  8. Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактуализации (т.е. развитии собственной личности).
  9. Информируйте своего ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно.
  10. Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка.
  11. Рассказывайте ребенку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте.
  12. Покупайте своему ребенку книги по психологии, самопознанию.

13.Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами). Помните, что только личным примером можно что-то изменит в лучшую сторону, т.к. самоактуализация передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети.

  1. Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии.
  2. Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной.
  3. Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами.
  4. Воспитывайте естественное отношение к проблемам взаимоотношения полов, простое, здоровое, которое позволит создать в будущем нормальную семью.
  5. Чаще рассказывайте своим детям о том, какие у Вас были взаимоотношения с противоположным полом в 14-15 лет, делая акцент на благородстве, культуре чувств, уважении друг к другу, ответственности друг за друга. Вашему ребенку будет интересно узнать, как познакомились его родители, как развивались из отношения.
  6. Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать Вас о способах времяпровождения, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка.
  7. Помните: недоверие оскорбляет!!!
  8. Следите за тем, какие книги читает Ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или дивиантного (противоречащего правилам и нормам) поведения.
  9. Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей(им) мамой(папой).
свернуть

Ребенок среди сверстников

развернуть

 

Практически незаменимым по силе своего воздействия является общение ребенка с людьми, входящими в его близкий круг. Это сверстники, с которыми общается ребенок, соседи по квартире или двору, ученики класса, школы.  С поступлением в школу, изменением основного вида деятельности с игровой на учебную у ребенка постепенно на первый план выходят уже личностные характеристики сверстников. Но они еще пока связаны с успехами или неудачами в учебной деятельности.

Организация общения может помочь индивидуальной адаптации, а может и выбросить ребенка за рамки коллективных интересов и деятельности. Каждый ребенок в любой детской группе, будь она коллективом или просто объединением детей, занимает свою социальную нишу. От чего же зависит, какое именно место займет ребенок? От многих причин. Особенностей его характера, умения себя вести, темперамента, принятия или непринятия его учителем, его учебных успехов. Вот далеко не полный перечень формулы социального статуса ребенка в группе. В каждом классе, группе детей есть «вожаки», лидеры, способные увлечь за собой остальных членов группы. Это ребенок с хорошо развитой речью, обладающий коммуникативными умениями и высоким уровнем общительности. Он, как правило, хорошо учится, и у него, что самое главное, все получается! Есть одиночки, которых не интересует жизнь класса. В каждом классе есть ребенок, который не приемлет установки жизни класса и покушения на свое личное пространство. К сожалению, практически в каждой группе детей есть дети отверженные, выпадающие из коллектива.

Тревогу вызывают «пренебрегаемые» и «отвергаемые». Это дети, которые остро нуждаются в помощи взрослого. Это, как правило, ребята, слабо успевающие, не имеющие каких-либо ярко выраженных и приятных для всех способностей. Они тихие, незаметные или, наоборот, громкие и развязные. Их объединяет одно — они не приняты остальными членами в свой круг. Такие дети, как правило, хотят принимать участие в школьной жизни, но зачастую робеют и не знают, как это сделать. Есть среди этих категорий и те, которые переоценивают себя и свою роль в окружающем мире. Они претендуют на высокое место в коллективе или, не делая ничего для того, чтобы их приняли, или, делая все не так, назло и «в пику». Некоторые дети обращают на себя внимание сверстников шутовством и бравадой. В определенной степени - это призыв о помощи. Дети семафорят — «Помогите нам!» «Мы не такие плохие!» Вся беда в том, что подобные ребята не умеют приспособиться, не знают, как сделать так, чтобы их приняли. Ведь, как правило, их жизненный опыт в сфере общения довольно печальный.

Важным фактором для них, оказывающим влияние на социальный статус и умение приспособиться к требованиям класса, является общественное мнение коллектива. Оно выражает определенные ценности коллектива. Если эти ценности положительные, то они помогают учителю и родителю в нахождении определенной социальной ниши для ребенка или переводу его из одной социальной группы в другую. Если же общественное мнение имеет отрицательный заряд, то оно может стать мощным противоборствующим фактором, мешающим реализовывать гуманистические задачи взаимодействия воспитателя и «отвергаемого» или «пренебрегаемого». если ребенок дружит с детьми, которые всем нравятся. Нужно ли спокойно устраниться от анализа их дружбы, если внешне ничего не беспокоит? Думается, что нельзя. Необходимо выяснить мотивы дружбы вашего ребенка с этими детьми. Ведь может случиться так, что он подчиняется своему другу, заискивает перед ним. Это отрицательно сказывается на личностном становлении ребенка, приучает его к подчинительной, унизительной позиции. И первый вопрос, которые родители могут задать себе: «Почему ребенок так себя ведет? Что именно его толкает к излишней услужливости?» Скорее всего он не находит понимания дома. И если ребенок стремится дружить с определенным сверстником, добровольно исполняя роль «услужливой собачки», то необходимо срочно предпринимать педагогические меры. Прежде всего выяснить, что привлекает ребенка к такому способу заслужить друга.

Для всех детей нет общих рекомендаций по их социализации, но педагогический опыт выделяет некоторые советы, к которым будет разумно родителям, бабушкам и дедушкам прислушаться.

                                        На заметку родителям:

* Помните, что в дружеских отношениях ребенок реализует свои потребности в общении.

* Ни в коем случае не настраивайте ребенка против, если вам не понравился его выбор друга.

* «Подрывную» работу ведите осторожно и медленно.

* Приготовьтесь, что результаты ваших усилий могут быть отдаленными.

* Если ребенок уже «увлекся» другом, неподходящим, по вашему мнению, «разводите» их бережно, медленно, систематически.

* Помните, что дети быстро и легко сходятся, так же быстро и легко расходятся, поэтому не торопите события своим вмешательством.

* Если вы пропустили момент увлеченности вашего ребенка «не тем другом», действуйте осторожно.

                             Для бабушек и дедушек:

*Принимайте друга своего внука или внучки радушно.

* Обсуждайте со своими внуками их дружеские совместные планы жизни.

* Учите своих внуков правильно дружить.

* Читайте и обсуждайте рассказы о друзьях.

* Останавливайте конфликт между родителями, дети которых поссорились или подрались.

 

свернуть