10 класс

Здоровье - это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания

развернуть

Что такое здоровье? Простота ответа на этот вопрос – типа «это когда ничего не болит» - кажущееся. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических факторов». А здоровый образ жизни делает нашу единственную в своем роде жизнь интересной и счастливой, несмотря на естественные трудности и удары судьбы, без которых жизнь невозможна.

В связи со снижением показателей состояния здоровья современному человеку необходимо ведение здорового образа жизни, осознание личной активности в повышении уровня здоровья. Но сложившиеся стереотипы и привычки, выработанные несколькими поколениями, отнюдь не соответствуют этому. Многие, к сожалению, мало реализуют здоровый образ жизни в повседневной действительности.

Что и кто может вдохновить человека на здоровый образ жизни? Чаще всего у современного человека в качестве побуждающих факторов выступают болезнь, жизненный кризис или другие экстремальные ситуации. Сложившаяся неблагоприятная медико-демографическая ситуация с ростом заболеваемости и смертности, снижением средней продолжительности жизни свидетельствуют о потребности формирования престижа здоровья в обществе и формирования моды на здоровье в молодежных коллективах.

Сегодня перед обществом стоит задача сформировать поколение с иным отношением к своему здоровью. Для этих целей наиболее важный период жизни – подростковый, юношеский (молодой), т.е. возраст, когда формируются основные гигиенические навыки и привычки.

Воплощением здоровья всегда считалась молодежь. Она обычно полна жизненной энергии, бодрости, способна быстро восстанавливать физические и душевные силы. Подростково-юношеский возраст – действительно время больших возможностей для формирования здорового образа жизни. Но это и время большого риска для здоровья. В последние годы отмечается ухудшение показателей здоровья молодежи. Это свидетельствует о том, что многие факторы современной жизни являются источниками различных заболеваний и психологических нагрузок.

Результаты обследования в детских и подростковых коллективах показывают, что самые высокие показатели заболеваемости среди школьников приходятся на органы зрения (127,9 случаев на 1000 осмотренных), т.е. каждый 8-ой школьник; нарушение осанки (81,6 случаев на 1000), т.е. каждый 12-ый школьник; органы пищеварения и сердечно-сосудистой системы (54,1 и 56,1 случаев соответственно на 1000), т.е. каждый 18-ый подросток.

Сегодня значительная часть молодых людей ведет образ жизни, далекий от его здоровых аспектов. И никто не станет оспаривать, что факторы здорового образа жизни являются важными в сохранении здоровья, формировании здорового поколения детей, молодежи и всего населения. И от того, насколько успешно навыки здорового образа жизни удается закрепить в молодом возрасте, зависит в последующем раскрытие потенциала личности.

Здоровье нации определяется ее культурой, так как профилактика болезней начинается с личной культуры человека. В данном случае следует говорить о культуре здоровья, которая предусматривает умение жить не вредя себе. Культура здоровья является одним из важнейших компонентов общей культуры, когда в процессе своего воспитания молодой человек имеет возможность взять из социума соответствующие опыт и знания и использовать их в интересах своего здоровья. Она помогает человеку владеть собой с целью защиты от всего комплекса агрессивных факторов внешней среды.

Культура здоровья предполагает следующее: 

1.  Культура брачного выбора и планирования семьи. 

2.  Физическая и гигиеническая культура, которая определяет двигательную активность, физкультуру и спорт, культуру питания, труда и отдыха. 

3.  Психо-гигиеническая культура, которая обеспечивает защиту от отрицательно-экстремальных факторов, негативных эмоций. 

4.  Духовная культура, основанная на доброте, совести, долге и отрицании злобности, зависти и корысти.

5.  Культура воспитания у молодежи всех аспектов здорового образа жизни.

6.  Индивидуальная культура, которая обеспечивает воспитание у молодого человека культуры здоровья, как ценности личности.

Отсюда следует, что личную гигиену, личную потребность в физическом, духовном и нравственном совершенстве надо прививать с детства, продолжая эту работу в молодежной среде.

Стратегические цели по укреплению здоровья молодых предполагают следующие направления здорового образа жизни: 

1.  Физическая культура; 

2.  Рациональное питание; 

3.  Отказ от курения; 

4.  Отказ от наркотиков;

5.  Отказ от алкоголя; 

6.  Самоконтроль за своим здоровьем; 

7.  Этика; 

Причиной развития многих заболеваний являются факторы риска, к числу которых следует отнести и факторы поведенческого характера: курение, злоупотребление алкоголем, наркоманию, токсикоманию. Все они относятся к группе психоактивных веществ, при употреблении которых формируется зависимость.

Зависимость – это глубинная, непреодолимая тяга повторно испытать ощущения, полученные от употребления этого вещества. Сила этого впечатления такова, что оно становится главенствующим и превосходит все естественные и приобретенные потребности. Тяга к «повтору ощущений» становится в большинстве случаев единственным и главным стремлением в жизни. Напряжение, подавленность, волнение и возбуждение усиливают потребность к их употреблению и у человека формируется зависимость к этому психоактивному веществу.

Существуют психическая и физическая зависимости.

Психическая зависимость означает, что человек добивается внутреннего равновесия только с помощью этого психоактивного вещества. Тот, кто нашел это приятным, легко склоняется к тому, чтобы все повторить. В конце концов, человек не может обходиться без возбуждающего и успокаивающего вещества, возникает необходимость снова и снова употреблять его, а когда сформировалась психическая зависимость, можно говорить о зависимости в полном смысле этого слова.

Физическая зависимость от психоактивного вещества означает, что оно уже включилось в обмен веществ в организме. Уже какую-то часть действий организм не хочет делать сам, он поручает это наркотическому веществу. Например, наркотики принимаются уже не для того, чтобы испытывать приятное ощущение, а для того, чтобы избежать мучительного явления начинающегося синдрома отмены, когда в организм перестает поступать это вещество.

В Беларуси сегодня на наркологическом учете состоит 18,5 тыс. подростков. Ежегодно количество учетных подростков увеличивается на 15-20 %. В Гомельской области на учете у нарколога состоит более 3-х тыс. подростков. По данным подростковой наркологической службы г. Гомеля к 23 годам 24 % таких подростка побывали в местах лишения свободы, 4 % стали наркоманами, 14 % - алкоголиками.

Проблемой в молодежной среде остается потребление табака. В Гомельской области процент курящих составляет 39 %, в т.ч. дешевые сигареты курят 55,1 %. Низкий процент бросивших курить за последний год – 11,8 %.

Вот почему сегодня в молодежной среде особое значение приобретает формирование принципов здорового образа жизни.

 В области активизировалась работа по созданию современных условий для формирования здорового образа жизни средствами физической культуры.

Проблемы питания.

Одной из главных составляющих здорового образа жизни является рациональное питание. Анализ особенностей организации питания показал, что большинство респондентов завтракают дома. Ежедневно употребляют в пищу овощи и фрукты 69,3%   учащихся школы. На присутствие мяса в ежедневном меню указали 59,3% учеников школы. Молоко и молочнокислые продукты употребляют в пищу каждый день половина опрошенных учеников школы (53,1%). Каждый второй школьник ест рыбу раз в неделю. Крайне редко употребляют в пищу овощи и фрукты 20,2% школьников. Вообще не едят мяса 2,2%, 4,1% и 14,3% подростков школы. В меню каждого третьего респондента отсутствует молоко и молочнокислые продукты, каждый пятый анкетируемый исключил из рациона рыбу. Однако систематически едят бутерброды около половины школьников (43,3%)

Довольно часто в меню присутствуют сладкие газированные напитки у 49,1% учеников школы. Конфеты и чипсы ежедневно употребляют в пищу большинство опрошенных (63,1% школьников)

свернуть

Первая любовь в жизни вашего ребенка

развернуть

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку?

Ваш ребенок впервые влюбился. Эмоции через край. Что делать и как себя вести? Как помочь подростку пережить этот непростой период, не натворив глупостей? Какую тактику выбрать родителям, чтобы не потерять доверие сына или дочери?

Переходный возраст – сложный этап в жизни человека. Половое созревание связано с постоянными терзаниями: девочкам кажется, что их грудь растет очень медленно, зато прыщи появляются чересчур активно, мальчики страдают от ломки голоса и повышенной потливости. А с приходом первой любви вопросов становится еще больше: «Хорошо ли я выгляжу? Правильно ли я себя веду? Как научиться целоваться?» И при всем при этом родители требуют хороших оценок, вежливости и помощи по дому. Неудивительно, что подростки временами бывают нервными и грубыми.

Первая школьная любовь очень редко перерастает в серьезные отношения на всю жизнь. Но ранние романтические чувства – обязательный этап взросления каждого человека.

Подростковая любовь имеет свои особенности:

Детям трудно разобраться в неожиданно нахлынувших чувствах, и они часто идеализируют своих избранников, наделяя их множеством положительных качеств. На отношения с противоположным полом впервые влюбленные также смотрят сквозь розовые очки, поэтому и разочарование бывает очень болезненным.

Каждый второй случай влюбленности не вызывает ответных чувств. И очень важно, чтобы отвергнутый подросток имел мощную поддержку в лице родителей или близкого человека. Тогда этот опыт не обернется возникновением стойких комплексов, а лишь закалит формирующуюся личность.

Ребенок чувствует сильное давление со стороны взрослых людей. Многие родители и учителя считают такие отношения помехой для хорошей учебы и требуют прекратить свидания. Действуя подобным образом, можно надолго отдалиться от сына/дочери. Гораздо лучше поменять отношение к ситуации и установить доверительную близость.

Рекомендации для родителей

Отнеситесь серьезно. Подростки очень уязвимы, и насмешки или подшучивания в этот период воспринимаются ими болезненно. Также неправильным будет поведение родителей, которые уверяют ребенка, что это баловство, блажь или ерунда. Дети переживают настоящую бурю эмоций, и если старшее поколение не осознает этот факт, то за советом в трудной ситуации они придут к другому человеку.

Расскажите о своем опыте. Ребятам часто кажется, что родители слишком взрослые, чтобы понять их. Если вы узнали о влюбленности ребенка, в первую очередь расскажите ему о своей первой любви. Это поможет выстроить мостик доверия. Ребенок увидит, что вы растрогались, рассказывая о мальчике или девочке из старшего класса, или вокалисте давно распавшейся группы, первым заставившем ваше сердце трепетать.

Объясните ребенку, что первая любовь часто приходит не вовремя и ставит человека в тупик, однако это совершенно нормально.

Не ведите допросы. Психологи подтверждают естественность и правильность желания подростков оберегать свои интимные отношения и не делиться подробностями с другими людьми. Поэтому родители обязаны осознать право ребенка на собственные тайны и дать ему больше свободы. Конечно, имя избранника, его возраст и домашний адрес должна знать любая мать. Чтобы не пришлось долго выпытывать эту информацию, с детства интересуйтесь кругом общения сына/дочери, позволяйте его друзьям приходить в гости и всегда находите время для дружеской беседы.

Разрешайте встречи и прогулки. Свидания под луной и гулянье держась за руки должны быть в жизни любого подростка. Бессмысленно запрещать такие встречи, ведь возможность увидеться они найдут и без вашего разрешения. Правильным подходом будет контроль над данной ситуацией. Следует четко оговорить время свидания и увеличить объем карманных денег, чтобы дети могли сходить в кино или кафе. Ведь гораздо лучше, если они будут общаться в людных местах, нежели в темных и холодных парках.

Помогите пережить переходный возраст. Подростки часто выглядят нелепо и смешно. Переход во взрослую жизнь для них может ассоциироваться с ярким макияжем, употреблением бранных слов. А первая любовь только добавляет путаницы в их сознании. Родителям следует помочь ребенку обновить гардероб и выбрать первую декоративную косметику. При этом забудьте о нравоучительном тоне и о советах, напоминающих приказы. Пришло время разговаривать с дочерью на равных, как с подругой. Помогая детям почувствовать себя взрослыми, вы убережете их от многих глупостей – так им не придется ничего доказывать ни вам, ни себе.

Отвлекайте друг от друга. Первая любовь настолько захватывает ребенка, что учеба и увлечения отходят на второй план, а иногда и вовсе игнорируются. Задача родителей – не допустить ухудшения успеваемости и отказа от внешкольных кружков и спортивных секций. Чтобы поддержать баланс между обязательными занятиями и отношениями, придумайте дополнительные стимулы за хорошие оценки в полугодии или победы на школьных олимпиадах. Измените ситуацию спокойно, без скандалов. Поймите, что дети просто еще не умеют правильно расставлять приоритеты, ведь взрослый человек никогда не прогуляет работу из-за влюбленности, а подросток учебу – запросто.

Будьте рядом в трудную минуту. Более чем 90% подростковых увлечений заканчиваются болезненным разрывом отношений. И самая распространенная реакция ребенка – замкнутость и уход в себя. Не пытайтесь развеселить или разговорить его, просто дайте почувствовать, что вы всегда рядом и сможете его выслушать тогда, когда он этого захочет. Если чрезмерные переживания ведут к потере аппетита или расстройству сна, проконсультируйтесь с опытным психологом.

Юношеские отношения отличаются необычайной искренностью, чистотой и безрассудством. Дети не думают о выгоде или статусе, а с головой погружаются в нахлынувшие чувства. И родителям порой очень тяжело быть рядом и деликатно контролировать поведение своего чада. В будущем их усилия обязательно будут оценены, а пока им приходится вместе с ребенком переживать этот непростой, но прекрасный этап взросления.

свернуть